В феврале-марте 1920 года рабочие паровозного депо выступили с инициативой - отремонтировать во внеурочное время паровоз и несколько товарных вагонов, загрузить их хлебом и отправить голодающей Москве. Приурочить эту "акцию" решили к 50-летию Ильича. Хлеба и провизии насобирали 27 тыс. пудов. К сожалению, почти никаких подробностей об этом аспекте мне найти не удалось (попадались только упоминания о том, что посильный вклад в московскую "посылку" был сделан мукомолами бывшей Архиповской мельницы - позже "Коммунар"; вот интересно, нет ли тут какой-нибудь связи?).
У железнодорожников же напротив, всё их участие подробнейшим образом задокументировано. Процитирую один документ, сам по себе такой характерный для двадцатых годов.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СЛУЖАЩИХ, МАСТЕРОВЫХ И РАБОЧИХ СТАНЦИИ ЧЕЛЯБИНСК ОТ 18-ГО АПРЕЛЯ 1920 ГОДА ПРИСУТСТВОВАЛО 2000 ЧЕЛОВЕК
Заслушав доклад товарища МУРАНОВА о паровозе «КРАСНЫЙ КОММУНАР», собрание ПОСТАНОВИЛО: принимая во внимание острый недостаток в Центре в паровозах, мы, рабочие станции Челябинск, идя навстречу нашим товарищам — братьям Центральной Советской Республики и желая им оказать помощь, шлем им в память пятидесятилетнего рождения нашего ВЕЛИКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО и ДОРОГОГО ВОЖДЯ Пролетариата ТОВАРИЩА ЛЕНИНА, созданный из совершенного мертвеца, своим бесплатным коммунистическим упорным трудом, своим отдыхом от работы, живой ГИГАНТ паровоз «КРАСНЫЙ КОММУНАР» и посылая последний, мы, рабочие станции Челябинск, говорим нашему ВЕЛИКОМУ ВОЖДЮ пролетариата товарищу ЛЕНИНУ «Ты 33 года ведешь борьбу за счастливую жизнь рабочих и крестьян ВСЕГО МИРА, и результатом этой ТВОЕЙ неутомимой борьбы есть победа пролетариата РОССИИ над своим вековым врагом, победа на всех фронтах. Получив возможность перейти к фронту труда, мы, рабочие станции Челябинск — часть многомиллионного организованного ТОБОЮ пролетариата, шлем ТЕБЕ, ДОРОГОЙ НАШ ВОЖДЬ, в память твоего 50-летнего ЮБИЛЕЯ ГИГАНТ паровоз «КРАСНЫЙ КОММУНАР», твердо веря в приближение международной революции, и даем наше непреклонное слово дать МАКСИМУМ энергии и работоспособности и восстановить железнодорожный транспорт ДА ЗДРАВСТВУЕТ НАШ ДОРОГОЙ И ВЕЛИКИЙ ВОЖДЬ! ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН! ДА ЗДРАВСТВУЕТ III ИНТЕРНАЦИОНАЛ!
С подлинным верно
Председатель Челябинского УЧКПРОФСОЖА (подпись)
Тов. Председателя (подпись)
Секретарь (подпись)
КОМИССАР ЧЕЛЯБИНСКОГО ж.-д. узла (подпись)
[2. "Великий почин" челябинских железнодорожников, 1920; из книги "Уральский исток Транссиба"]
О том, как ремонтировали и как везли, рассказывает кочегар Ф.Г.Блинов:
9 ноября 1919 года, после Октябрьских праздников, в локомотивном депо Челябинск состоялось открытое партийное собрание, на котором присутствовали почти все рабочие депо. Стоял вопрос о проведении коммунистических субботников, о восстановлении железнодорожного транспорта. На этом собрании выступил слесарь депо С. В. Муранов, который предложил взять с "кладбища” неисправный паровоз ЕС-350 и по примеру рабочих депо Москва-Сортировочная отремонтировать его на субботниках в подарок В. И. Ленину, ко дню его 50-летия.
Партийная организация депо и все рабочие единодушно поддержали предложение тов. Муранова. Работа закипела.
В депо в то время не было станков (их вывезли белогвардейцы при отступлении), не было материалов, инструмента. Рабочие принесли из дома свои слесарные инструменты, на месте изыскивали материал, неисправные части паровоза заменяли другими, снятыми с неисправных тоже паровозов.
Ремонт паровоза «Коммунар» (так назвали паровоз ЕС-350) производился после работы. При свете факелов, так как деповская электростанция еще не работала. Особо отличилась при ремонте паровоза дышловая бригада под руководством слесаря Годунова, поршневая — слесаря Аобарских (я с ним работал), экипажная бригада тов. Ветышева и многие другие. Всего участвовало в ремонте ежедневно до ста рабочих.
[3. Участники восстановления "Красного коммунара"; из книги "Уральский исток Транссиба"]
В конце апреля 1920 года паровоз был готов. По окончании ремонта в депо был проведен митинг, на котором присутствовало около 1000 человек. Было зачитано и принято приветствие В. И. Ленину в связи с его 50-летием и выбрана делегация от рабочих для поездки в Москву, в составе комиссара поезда — машиниста Гундарева, слесаря Муранова и от транспортной кооперации тов. Михалевича.
Для сопровождения поезда были сформированы две локомотивные бригады машинистов С. Новожилова и Ф. Альбова, помощников машиниста К. Гарагули, Ф. Малахова и кочегаров В. Хохлова и меня. Для размещения локомотивной бригады и охраны был оборудован специальный пассажирский вагон, где были запасные части и инструмент для ремонта вагонов в пути следования: предстоял большой непрерывный рейс с хлебным маршрутом в Москву за 2100 километров по разрушенным дорогам страны.
Вагонники еще в апреле внеурочно отремонтировали 40 грузовых вагонов, которые были загружены хлебом для голодающих рабочих Москвы и красноармейцев Западного фронта.
Отправились мы из Челябинска 3 мая 1920 года, и 7 мая уже были в Москве. Это был рекордно быстрый рейс, так как в то время при существующей разрухе грузовые поезда доходили до Москвы из Челябинска за 10-12 суток.
Железнодорожный мост через Волгу у Батраков еще не был восстановлен, и нам пришлось ехать через Симбирск (Ульяновск). В пути следования нас ждали и другие неожиданности. На разъезде Ай отказался работать паровозный насос, и нам пришлось отцепить паровоз и вернуться обратно в Златоуст, где неисправность была устранена.
На станции Уфа нас задержал начальник заградительного отряда, который потребовал открыть запломбированные вагоны и показать, что везем — иначе не разрешал ехать дальше. Комиссару пришлось по прямому проводу вызвать Москву и доложить об этом тов. Дзержинскому, который тут же приказал немедленно отправить нас дальше.
На станции Туймазы — третья серьезная остановка. В буксы одного из вагонов вражеская рука насыпала песок. Букса вышла из строя. Пришлось вручную перегружать 900 пудов пшеницы. Справились с перегрузкой вместе с бойцами охраны за три часа и поехали дальше.
В пути следования было очень трудно с топливом. На складах не было ни дров, ни угля, и в топку шли старые шпалы, заборы, ближайшие деревья — все, что могло гореть. На некоторых станциях были разрушены водокачки, и нам приходилось таскать ведрами воду в тендер локомотива.
Еле доехали до Ульяновска. На складе ни грамма угля, нет и дров — хоть туши паровоз! Пошли делегацией в горком партии, объяснили, что везем эшелон с хлебом в подарок Ленину. Нам разрешили взять из городских складов несколько тонн сухой воблы, сазана и леща. Заправившись этим «топливом» (а сухая рыба хорошо горела), мы двинулись в Москву. Проехали мы около 80 километров и за разъездом Вешкайма — новая задержка. Ночью бандиты разобрали путь и увезли рельсы. Пришлось еще затратить часа четыре и вместе с путейцами восстановить путь.
7 мая утром прибыли на станцию Рыбное, около Москвы. Здесь находились склады наркомпрода, и тов. Михалевич стал сдавать хлеб. Локомотивная бригада, прибыв в депо станции Москва-Сортировочная, по акту сдала наш подарок Ильичу — паровоз «Коммунар».
Тт. Гундарев и Муранов на автомобиле управляющего делами СНК Бонч-Бруевича прибыли в Кремль на встречу с Лениным. Владимир Ильич поблагодарил наших представителей за паровоз и привезенный хлеб и велел Бонч-Бруевичу позаботиться о нашем пребывании в Москве и обратном возвращении. Нас поместили в гостинице, дали билеты в Большой театр на оперу «Князь Игорь» и всех премировали солдатскими телогрейками и чайным сервизом, а тт. Гундарев и Муранов получили письмо от Бонч-Бруевича со словами благодарности В. И. Ленина за привезенный паровоз и хлеб для голодающих Москвы и бойцов Западного фронта.
В письме говорилось: «Та горячая благодарность, которую В. И. Ленин выразил в лице вашем всем товарищам, пригнавшим так скоро в голодную Россию прекрасный сибирский хлеб в таком большом количестве, ясно свидетельствует, до какой степени вождь Российской революции и вместе с ним все товарищи чувствуют ваше настоящее пролетарское дело...»
[4. Ленин с делегатами "Красного коммунара"; из книги "Уральский исток Транссиба"]
По приезде нашей делегации в Челябинск это письмо было зачитано на общем собрании рабочих депо и вызвало новый трудовой подъем железнодорожников по восстановлению транспорта. Недели через две в Челябинск пришел вагон с мануфактурой и промтоварами специально для рабочих депо и станции от наркомпрода из Москвы».
[5. Открытка издательства "Турист", 1984]
А паровоз откатал по железным дорогам ещё более 30 лет. В 1957 году по инициативе краеведа А.И.Козырева его нашли аж на Дальнем Востоке, на комбинате "Дальвостокуголь", и вернули в Челябинск, установив на постамент. Открытие памятника состоялось в апреле 1960 года, и приуорчено было опять-таки к дню рождения Ильича. С тех пор паровоз украшает площадку рядом с ДК ЖД, дав название театру "У паровоза" и кафе "Паровоз", которое, впрочем, в последние годы куда-то подевалось.
[6. Летнее кафе "Паровоз"; фото отсюда]
Источники:
"Уральский исток Транссиба", Авто Граф, 2009
"Челябинск", набор открыток, Турист, 1984
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=928
http://www.chel.aif.ru/culture/article/29551/9
http://chelfirma.ru/parovoz-krasnyjj-kommunar-pamyatnik-istorii-chelyabinska/