Я не буду подробно останавливаться на реконструкции привокзалки, об этом уже много раз писали, только кратко пройдусь по основным этапам. Первоначально, ещё с дореволюционных времён, здесь находилось море частного сектора (Николаевский посёлок при железнодорожной станции), да и привокзалка в общем была застроена им почти вся. Потом в шестидесятые построили новое здание вокзала, частный сектор снесли, вот как привокзалка выглядела в семидесятые.
[2. Фото С.Васильева]
Следующая итерация. В восьмидесятые снесли ПТУ, которое виднеется в левом верхнем углу, и к началу девяностых площадку занял рынок "Элизбар". Его на челчеле тоже когда-то вспоминали, но почему-то сейчас не могу найти этого поста. Есть неплохая панорама (смотрите в полный размер), ракушки видно хорошо.
[3. Из книги "Магистраль в будущее", 2012]
Рынок несколько раз взрывался и горел, да и вообще был местечком грязным и криминальным, и поэтому на волне оцивилизовывания уличной торговли в конце девяностых тарасовская администрация решила строить здесь большой торговый комплекс с автовокзалом. Почему такое сочетание? Потому что на самом деле нужен был автовокзал, но денег на него у города не было, и поэтому решили сделать так же, как делали очень часто в те годы - отдали участок под строительство торгового центра, а автовокзал пошёл к этому проекту обременением, то есть "в нагрузку".
Первый проект, о котором писал "Челябинский рабочий" в 2000 году, был мало похож на нынешнее "Синегорье". В этой заметке ещё ни о каком торговом центре речи нет, говорится только про автовокзал с многоуровневым гаражом на месте старых пригородных касс.
[4. Фото отсюда]
Проект "Синегорья" в том виде, каким мы привыкли его видеть, был подготовлен архитекторами Челябгражданпроекта (архитекторы С.Якобюк, О.Никитенко, А.Ваганов, А.Бушуев). Кстати, проект демонстрировался на фестивале "Зодчество-2003" и, говорят, вызвал немалый интерес.
Вначале решался планировочный узел, смотрели, как будет организовано дорожное движение, насколько близки инженерные коммуникации и так далее. Потом думали над эстетикой, образом здания: чтобы оно имело местный колорит, отражало нечто особенное, свое. Так родилась идея с пирамидами, напоминающими Уральские горы. Активное участие в «оформлении замысла» принимал Артур Никитин, вместе с ним сидели, пытались представить внешний вид комплекса.
- Вариантов было много, - рассказывает главный архитектор этого института Сергей Якобюк. - Все они, однако, "крутились" вокруг одной идеи. Транспортные ворота области должны встречать приезжающих чем-то "фирменным", нести смысловую нагрузку, подчеркивая своеобразие региона, языком архитектуры выделяя его индивидуальные черты. Пирамидальное сооружение со стеклянными фонарями на месте крыши лучше всего соответствует этой задумке. Очертаниями оно будет напоминать остроконечные вершины Каменного пояса или, быть может, кристаллы горного хрусталя (кто что увидит). Но это также станет "работать" на содержательную сторону, формируя образ Синегорья.
Идея архитекторов - оригинальная, ни у кого не заимствованная. Однако, когда был выполнен эскизный проект, сами зодчие обнаружили: стеклянные фонари автовокзала сильно смахивают на знаменитые стеклянные пирамиды в Лувре. Этот навеянный “кубическими мотивами” параллелизм вызывает некие размышления. Автора "парижских пирамид", американца китайского происхождения Пэя, в свое время упрекали в том, что его архитектурный модернизм не сочетается с "воздушным" обликом Лувра. Кто теперь возьмется утверждать подобное? Этот аргумент может быть использован в споре с возможными критиками проектировщиков автовокзала и торгового комплекса. Зодчие уверены, что “модерновый” комплекс впишется в площадь, образует единый ансамбль с более традиционной, спокойной постройкой - зданием железнодорожного вокзала. Предполагается даже тонировать стекло, чтобы теснее "сблизить" эти сооружения.
На первом этаже комплекса появятся фонтан и эскалатор, внутри будет много воздуха и света благодаря кристаллам-фонарям, сверху пропускающим солнечные лучи. Эта особенность роднит его с торговым комплексом на Манежной площади в Москве, но челябинский “объект” не заглублен в землю, его место - на поверхности. Сообщение между автовокзалом и торговыми рядами сделают свободным, сквозным, что отражает архитектурную тенденцию последних лет - мода повернулась в сторону полифункциональных помещений. В Челябинске, однако, ничего подобного пока нет.
[5. Из журнала "ЧАС" №3, 2003]
Из интервью С.Ф.Якобюка, записанного в 2005 году:
Особенностью проекта «Синегорья» являлось то обстоятельство, что привокзальная площадь прежде представляла собою неблагоустроенное пространство. Здесь располагались и рынок, и остановки-стоянки общественного транспорта. Необходимо было по-новому организовать пространство, сделать так, чтобы площадь как бы олицетворяла собою наш город в глазах приезжего человека. К тому же необходимо было и решить задачу размещения автобусного вокзала. Так родился образ гор, своеобразного отражения Урала. К тому же такой объект выигрышно смотрится со всех сторон: и от вокзала, и со стороны путепровода, и с улицы Степана Разина. По-новому спланированная привокзальная площадь, новое трамвайное кольцо - словом, так получилось, что узел «вокзал-Синегорье» скрепляет все окружающее пространство.
Нам удалось достичь согласия с инвестором, и потому проектирование и строительство комплекса шли в целом нормально. Но, конечно, без издержек не обошлось. Так, у города не хватило средств на строительство подземного пешеходного перехода. Не были установлены спроектированные эскалаторы. Тем не менее впервые была реализована конструкция структурного остекления и ряд других оригинальных решений. Комплекс соединяет в себе автовокзал, торговые площади. В цокольном этаже - инженерные сооружения, кладовые - все, что необходимо для торговли продовольственными товарами. Здесь многое еще может измениться, потому что нами применен принцип гибкого проектирования - вплоть до возможности изменений функционального назначения помещений. Для отделки комплекса были отобраны необычные материалы. Так, панели с металлическим покрытием шведского производства были специально доставлены из Белоруссии, использовались особые стеклопакеты.
[6. Фото отсюда]
Строительство "Синегорья" началось в мае 2001 года, после того, как были завершены работы по строительству Никитинских торговых рядов на площади Революции. Строила компания "Стройсвязьурал-1" (А. Никитин) и ещё более двадцати фирм привлекались к строительству в качестве субподрядчиков.
[7. Из журнала ЧАС №7, 2005]
[8. Из книги "Магистраль в будущее", 2012]
[9. Из книги "Магистраль в будущее", 2012]
Осенью 2002 здание было в целом построено, в октябре шла отделка.
[10. Фото Марии Латышевой]
Торговый комплекс открылся 25 декабря 2002 года.
Открытие было торжественным. К 11 часам к голубым пирамидам стали подходить приглашенные. На входе им вручали фирменные значки. От муниципалитета Челябинска присутствовали вице-мэр Михаил Нуждин, начальник управления градостроительства и архитектуры Михаил Кожевников, его коллега, возглавляющий управление дорожного строительства и благоустройства Михаил Скрипко. Самого челябинского градоначальника Вячеслава Тарасова на торжестве не было, хотя известно, что строительство торгового комплекса (ТК) «Синегорье» находилось под контролем главы, и вообще, он не раз высоко оценивал этот объект. Возможно, так мэр продемонстрировал «равноудаленность» от заказчика комплекса - директора ООО «Стройсвязьурал-1» Артура Никитина.
Не был замечен на презентации и сам Артур Никитин, хотя многие уверяли: он здесь, где-то в толпе. Руководитель «Стройсвязьурала-1», как известно, не публичный человек (скандал с упреками в адрес городского прокурора Сергея Давыдова — не в счет). Даже красную ленточку перерезал не Никитин, а начальник строительного комплекса. Но опять-таки не исключено, что разбирательства по поводу повышения арендной платы в «Никитинских рядах», передачи в пользование предпринимателю подземных переходов и рекламных пространств вынуждают Артура Владимировича стать еще более закрытым. А вообще церемония прошла без заминок. Длинноногие и улыбчивые девушки держали в руках поднос с символическим ключом от «Синегорья», но «в далекое плавание» ТК отправили по-морскому: разбив об пол бутылку шампанского.
Название "Порт-Артур" было предложено мэром В.Тарасовым, и его этимология в общем понятна: Порт+Артур, хотя строго говоря, это неверно - привокзальный Порт-Артур находился совсем другой, скажем так, степи. Тем не менее, вывеска "Порт" провисела на фасаде то ли до 2008, то ли до 2009 года.
[11. Фото отсюда]
В результате многолетней реконструкции привокзалки этот уголок, я считаю, превратился в одно из немногих мест в городе, действительно радующих глаз.
[12]
[13]
[14]
[15]
[16]
[17]
Источники:
Шишов К., "Магистраль в будущее", 2012
"ЧАС" №3, 2003
"ЧАС" №2, 2004
"ЧАС" №7, 2005
"Челябинск" №6, 2001
http://www.echel.ru/news/?page=377&id=1418
http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=19519
http://www.kursdela.biz/articles/article.php?ID=750
http://www.mediazavod.ru/articles/2230
http://mediazavod.ru/articles/8665
http://old.uralpress.ru/art14507.htm