[из книги "Старый Челябинск в открытках и фотографиях"]
[из книги "Старый Челябинск в открытках и фотографиях"]
В фондах Музея истории ЮУЖД нашлись чрезвычайно интересные планы расположения зданий и путей паровозного депо (смотрите по ссылкам - на 1939 год и на 1942 год). И вот что получается после их совмещения с современным спутниковым снимком.
Обозначения:
№1-№4 - это постройки, которые видны на первой открытке (справа налево) - паровозное депо №1, паровозное депо №2, паровозное депо №3 и подъёмочное депо №4
А - постройка, которая обозначена на плане 1939 года, но не подписана. Забегая вперёд, могу сказать, что это здание на вид действительно годов тридцатых постройки.
В - водонапорная башня, разобранная примерно в 2008 году.
С - обозначено на плане как "кузница ВЧ-3" (не знаю, что означает это сокращение)
D - тоже загадочно обозначено - "банд. ВЧ-3"
E - мастерские депо №1
Цифровые обозначения взяты с плана 1942 года:
5 - Механический цех
6 - Подъёмочный цех
7 - Заготовочный цех, автоматная и контрольные приборы
8 - Кузница, чугуннолитейная, меднолитейная
9 - Электросварочная, газосварочная, котельная
10 - Паросиловая
11 - Паросиловая
Теперь небольшая экскурсия по территории депо. Посмотрим, что из старины там сохранилось. Сразу отмечу, что территория депо в современном виде сложилась в основном в семидесятые, после этого ничего значительного здесь не строили и не реконструировали.
[4]
Впрочем, тут и без старины есть на что посмотреть. Вот стоит (Аргаяшский?) рельсовый автобус.
[5]
Электропоезд СР3, переоборудованный под какую-то лабораторию. Кстати, именно с СР3 начиналась история электропоездов на ЮУЖД - в 1948 году первая такая электричка отправилась от станции Челябинск до Полетаево.
[6]
На путях стоит масса спецвагонов - "Учебный центр", "Мостостанция центр ИССО", "Дефектоскоп", "Вагон-лаборатория", "Станция переливания крови" и прочее, и прочее.
[7]
Здесь же - место постоянной дислокации пожарного поезда.
[8]
Это позднейший пристрой к зданию депо №1. Он построен в 1956, а то, что справа, с обозначением "1966 г." - это и есть бывшее здание паровозного депо №1. Точнее говоря, некий новодел шестидесятых годов, построенный на его месте. Впрочем, не знаю, может быть внутри и сохранились какие-то старые стены или внутренние конструкции.
[9]
Но сначала посмотрим на другой артефакт - здесь сохранились как минимум три гидроколонки. Они ещё довоенные и по назначению давно не используются, но пока стоят. Всего мы видели три, но эта сохранилась лучше всех, тут даже лестница цела.
[10]
В основании - печка. Зимой гидроколонку топили как буржуйку, чтобы вода не застывала, для этого к ней даже полагался специальный истопник.
[11]
За этот металлический поводок гидроколонку разворачивали для заправки паровоза.
[12]
Сверху - фонарь, ведь заправлять паровозы надо было и ночью.
[13]
Двинемся дальше. Интересное панно на территории депо.
[14]
А эти два здания с полукруглыми окнами были обозначены на схеме как "Е" - мастерские депо №1.
[15]
Кладка тут явно дореволюционная.
[16]
Следующее здание - уже часть самого депо №1, обозначенная на схеме номером 11 (паросиловая). Как нарочно отвалившийся именно в этом месте сайдинг обнажает перед нами гранитный рустованный фронтон. Оцените, как надстроили старое здание.
[17]
[18]
[19]
Идём дальше. Бетонные цилиндры справа - пескосушилки. На них заправляют песком тепловозы и электровозы перед рейсом.
[20]
Бывшее здание паровозного депо №2. Когда его реконструировали (перестраивали), оставили только фронтоны. Я специально захватил панораму, чтобы была видна первоначальная длина здания. Смотрите на выступающие каменные торцы, слева и справа. Всё что между ними - это бывшее депо №2.
[21]
Впрочем, и сами фронтоны местами не очень хорошо сохранились.
[22]
На соседнем здании - мемориальная доска, установленная не так давно, несколько лет назад.
[23]
Ещё один гранитный фрагмент можно увидеть прямо в цехе. Вернее, в переходе из одного цеха в другой. Судя по схеме, это бывший южный фронтон паровозного депо №3.
[24]
Мне кажется, его специально сохранили для истории - смотрите как подрезана мраморная облицовка на стене.
[25]
[26]
Колёсный цех. Во всех цехах - огромные картины.
[27]
[28]
А эта "схема маршрутов следования работников депо" просто сразила наповал.
[29]
Электромотриса железнодорожного руководства, под народным названием "три топора".
[30]
В этом "курятнике" находятся тренажёры.
[31]
[32]
Дальше - пескосушилки...
[33]
...и ПТО электровозов.
[34]
Идти довольно трудно, земля под ногами сплошь пропитана мазутом. Дальше - угольный склад, туда мы не пошли. А это тепловозное кладбище - "резка", здесь разделывают старое железо.
[35]
Просто постапокалипсис какой-то! Очень, очень фактурно.
[36]
[37]
[38]
[39]
[40]
[41]
[42]
Но буквально в полусотне метров - уже совсем другая картина. Очень аккуратный скверик со скамейками и фонтаном.
[43]
Ну а теперь - самое великолепное, здание бывшего подъёмного депо №4. Оно сохранилось почти неизменным, разве что надстроено на этаж. Надстраивали ещё до войны (по архитектуре я бы сказал, что это где-то 1937-38 год), когда в депо пришли паровозы новых серий и нужно было поднимать перекрытия.
[44]
[45]
Деталями просто наслаждаюсь.
[46]
[47]
[48]
[49]
[50]
[51]
Рядом стоит ещё один цех с весьма интересным фронтоном. Ни на одном из планов паровозного депо оно не обозначено, т.к это основной цех вагонного пассажирского депо Челябинск, получившего полную автономию от паровозников в 1933 году. На первой открытке это крайнее здание слева. Мемориальная доска на стене говорит о том, что здесь, в здании вагонных мастерских в 1917-1920 годах находился штаб Красной Гвардии железнодорожного узла во главе с В. Евтеевым, хранилось оружие и проходили митинги и собрания.
[52]
[53]
Узкоколейные тележки для вагонов детской железной дороги.
[54]
Здание "кузницы ВЧ-3" (на плане обозначено как "С").
[55]
Под штукатуркой - старый лекальный кирпич.
[56]
Весь двор заставлен колёсными парами.
[57]
Маркировка 1930 года. Но вообще Егор говорит, что иногда попадаются и дореволюционные рельсы.
[58]
На этом месте стояла водонапорная башня (обозначение "В" на плане). Примерно в 2008 году её сломали, когда собирались строить на этом месте столовую. В результате и разбирать и вывозить камень замучились, и столовую так и не построили. Ну а что, газон тоже неплохо.
[59]
Мемориал памяти железнодорожников, погибших на войне. До этого я его не видел.
[60]
А это здание, которое обозначено, но не подписано на плане 1939 года (на схеме обозначено как "А"). Можно предположить, что в 1939 оно ещё только строилось.
[61]
Интересный ракурс.
[62]
Ещё один гранитный фасад. Это здание обозначено на схеме цифрой "8".
[63]
Хотя эта часть территории здорово перестроена в советские годы, в глубине можно разглядеть ещё один фрагмент старины.
[64]
Тут даже сохранился аутентичный оконный переплёт, я бы предположил, что годов сороковых-пятидесятых.
[65]
[66]
Здание администрации ремонтного локомотивного депо "Южный Урал". Конструкция, установленная перед фасадом, как оказалось - первый в мире паровоз Ричарда Тревитика.
[67]
[68]
И в заключение несколько исторических фотографий от Егора Казакова. У здания бывшего подъёмного депо №4, 1900-е годы.
[69]
Там же, 1927 год. Паровоз ОВ, отремонтированный на субботнике рабочими депо Челябинск.
[70]
ВЧД-1 в конце 1930-х годов.
[71]
Пассажирское вагонное депо ст. Челябинск, 1940-е гг.
[72]
Вагонное депо Челябинск-Пассажирский, 1970-е гг.
[73]
Тепловозный цех депо Челябинск, 1990-е гг.
[74]