ssgen (ssgen) wrote in chelchel.ru,
ssgen
ssgen
chelchel.ru

Categories:

Десятая глава, часть 3


ЗАРЕЧЬЕ

Под фюзеляжем блестела широкая гладь реки, которую с двух сторон обступили сады и парки. Вертолет пролетел над Заречьем. Девяти- и шестнадцатиэтажные жилые здания преобразили левобережную часть города, придав ей совсем иной облик и масштаб. Даже не верилось, что эта часть города 15—20 лет назад была застроена одноэтажными домами.
— Прошу внимания!— сказал Главный архитектор.—Предоставляю вам одного из авторов проекта застройки Заречья-архитектора Илью Владимировича Талалая. Вместе со своими коллегами С. И. Труновым и К. И. Мешиной он в течение ряда лет осуществлял здесь проектирование и авторский надзор. Илья Владимирович, расскажите о новом Заречье.
— Заречье,— отметил И. В. Талалай,— своего рода лицо Челябинска. Это особенно бросается в глаза с земли. Если вы встанете на мост через реку Миасс в створе улицы Кирова, то перед вами раскроется вся прелесть этой части города. Раскинувшийся на пологой возвышенности, высота которой над уровнем реки достигает 50 метров, район хорошо просматривается со стороны правобережного Челябинска. Всегда освещенное солнцем, Заречье как бы самой природой создано для того, чтобы стать основной архитектурно-пространственной доминантой Центрального района и составить вместе с его общественными зданиями, которые вы видели, единый градостроительный ансамбль. Обратите внимание,— продолжал Илья Владимирович,— спокойный величественный фронт девятиэтажных домов большой протяженности уступами поднимается за кинотеатром «Родина». Линейная девятиэтажная застройка, перед которой недавно были воздвигнуты Дом быта, Торговый центр и другие здания, завершается на самой высокой точке холма 20-этажной башней административного здания. Оно стоит на углу улиц Калинина и Свердловского проспекта.
Комплексное решение застройки Заречья, где сочетаются крупнейшие общегородские здания вместе с жилыми домами, было довольно трудной задачей. Как мы с нею справились,— судите сами. Отсюда, с высоты, виднее. Должен сказать, что не менее трудной была задача формирования ансамблевой застройки улицы Кирова. Эта улица, после проспекта имени Ленина,— вторая по своему значению в городе. Наряду с тем, что улица Кирова выполняет в Заречье роль общественного центра, она несет большую художественную нагрузку. В связи с этим ее необходимо было расширить, увеличить размеры бульваров, повысить этажность жилых домов, создать блоки магазинов, кафе, всевозможных бытовых учреждений, которые, выполняя работу по обслуживанию населения, придали улице масштаб крупнейшего города с присущими ей темпом жизни и выразительностью. Между тем вертолет летел вдоль Свердловского проспекта дальше на север. Впереди широкий путепровод, за которым угадывались очертания промышленных предприятий. За цинковым заводом на горизонте открывалась величественная картина застройки Металлургического района.

ГОРОДОК МЕТАЛЛУРГОВ

На тех, кто впервые видит панораму Металлургического района, удивительное сочетание городского и промышленного пейзажей оставляет большое впечатление. Характерные силуэты доменных печей, высоких труб и градирен, возвышающихся над белыми лентами жилых домов и широких полос зеленых массивов, говорят о могуществе человека, его творческих возможностях и энергии. Зачарованные открывшейся взору картиной, путешественники вышли из вертолета, чтобы полюбоваться незабываемым видом, а затем решили продолжить свой путь в комфортабельном электробусе. Мягко шурша колесами, электробус почти бесшумно, быстро набирает скорость и вливается в общий транспортный поток, движущийся по Свердловскому тракту. Вот и поворот в Металлургический район. Через зеленую зону садов с противоположного берега набегают знакомые крупнопанельные дома. Въезд в жилой район металлургов с двух сторон оформляют несколько высотных домов-башен. Перспективу улицы Черкасской замыкает в глубине крупное здание учебного центра. Над всей застройкой, расположенной внизу, взметнулись дома башенного типа в 16—18 этажей. Расположенные на господствующей высоте, к северу от шоссе Металлургов, они как бы завершают сложную объемно-пространственную композицию застройки всего Металлургического района. Приятной неожиданностью для путешественников после шумного шоссе Металлургов явился проспект Богдана Хмельницкого — своеобразный центр района. Нужно сказать, что в названиях улиц этого района отразилось время. Многие улицы и дома закладывались в годы Великой Отечественной войны или сразу же после нее. Поэтому большинство их носит имена выдающихся полководцев: Александра Невского, Богдана Хмельницкого. Застройка северной части Металлургического района формировалось в первые годы освоения космического пространства. Поэтому здесь можно встретить улицы 1-го Спутника, 3-го Спутника и т.п. Эта часть города наиболее молодая и благоустроенная. Она строилась по единому плану крупными кварталами и микрорайонами, что благотворно отразилось на ее внешнем облике. В районе много зелени: шумит высокими липами проспект Богдана Хмельницкого, алеют розы и тюльпаны на его цветниках. С севера район вплотную подходит к Каштакскому бору, который как бы вливается через микрорайонные сады и бульвары в городскую застройку. Дома северной части —от бульвара по проспекту Богдана Хмельницкого — плотным кольцом охватили березовый парк, образуя крупный массив жилой застройки. — Представляю вам одного из авторов планировки и застройки этого района —Петра Павловича Даниленко,— сказал Главный архитектор.—Петр Павлович начал свою деятельность в Челябинске в Металлургическом районе. Я думаю что он более подробно расскажет о замысле и формировании этой части города.
— Северная часть Металлургического района,— сказал Петр Павлович,— в конце 50-х и начале 60-х годов являлась своеобразной лабораторией по проверке новых принципов организации жилой застройки. В этот период в теоретических работах наших ученых-градостроителей появилось понятие микрорайон, который пришел на смену традиционному кварталу. Однако нужно было на практике выявить его достоинства и недостатки. Такой случай представился в городке Металлургов, где имелся очень интересный участок в северной части района, свободный от застройки, между двумя зелеными массивами, где впоследствии пролегла улица 3-го Спутника.



Микрорайон, в проектировании которого принимали участие архитекторы Гофрат В. Я. и Скуратовская Е. И., застроен по принципу свободной планировки. Часть домов в соответствии с рельефом местности и условиями оптимальной ориентации по странам света размещена и под углом к улице, и «веером», и вдоль нее. Микрорайон граничит с большим парком, в котором отдыхает — и зимой и летом — почти все взрослое и детское население. Зелень парка, кроме того, смягчает и улучшает микроклимат всего массива жилой застройки.
Рядом с этим жилым районом находится спортивный комплекс металлургов — плавательный бассейн, стадион, спортзалы и другие сооружения. Они размещаются в лесу с западной стороны от жилых домов микрорайонов. Таким образом, здесь осуществлен плавный переход зеленых насаждений из одного массива в другой. По непрерывным лентам зелени из окрестных лесов и полей поступает свежий воздух.
— Скажите, пожалуйста,— обратился Журналист к Петру Павловичу,— насколько жизнеспособным оказался микрорайон как первичный элемент жилой застройки? Такой ли должна быть современная застройка?
— Вопрос, который вы задали, задавали в свое время сотни людей, он был предметом ожесточенных споров, и даже не все архитекторы сумели по достоинству оценить новые приемы планировки и застройки жилых территорий. Но микрорайон, все время совершенствуясь, не изменил своей сущности как наиболее прогрессивной формы планировочной структуры города. Вспомните старые города. Они состояли из кварталов, ограниченных улицами, по которым двигался во всех направлениях городской транспорт, создавая небезопасные условия для детей, которые шли в школу, дополнительный шум и пыль. Сколько было дворов-колодцев с отсутствием солнечного света и проветривания? Сравните старые кварталы с новыми микрорайонами. От магистралей дома отделены зелеными стенами бульваров и скверов, они не загораживают друг другу солнечного света, притока свежего воздуха. Микрорайон в отличие от традиционного квартала старых городов с точки зрения культурно-бытового обслуживания стал «автономным». Все рядом: детский сад, ясли, школа, столовая, библиотека, небольшой стадион, клуб... Удобно. Не правда ли? Девиз новой архитектуры: связь с природой, проникновение солнца и воздуха в каждый дом, превращение каждой жилой группы в своеобразный «лучезарный город». Вот почему традиционный квартал с его периметральной застройкой и город с улицами-коридорами уступили место городу с новыми приемами формирования застройки. Микрорайон в том виде, какой вы наблюдали сейчас, получил большое распространение в практике застройки нашего города. Но он был переходной формой к более совершенной организации жизненной среды, в основу которой положен тот же принцип микрорайонирования, только нового качества. Сейчас у нас в городе начали строиться дома с коллективным обслуживанием. Эти новые дома вы увидите в Северо-Западном районе и в других новых жилых массивах.
— Благодарю вас,— сказал Журналист,— то, что вы рассказали — очень интересно. Я с удовольствием посмотрю новые дома, о которых вы говорили. Но давайте закончим осмотр Металлургического района, а затем, если наша программа не изменилась, поедем в Северо-3ападный район.
Путешественники проехали по улице Сталеваров мимо внушительной колоннады Дворца металлургов и по новой широкой магистрали спустились к югу. Здесь они увидели новые пяти- и девятиэтажные дома, благоустроенную набережную, чудесный сад и спортивный центр. В треугольнике, образованном улицами Чеокасской, 50-летия Октября и шоссе Металлургов, возведены новые здания Дворца спорта, крытый плавательный бассейн стадион, учебный центр и широкоформатный кинотеатр. Зеленые насаждения образовали природный фон, без которого немыслимо восприятие современной архитектуры. На этом небольшое путешествие по Металлургическому району закончилось. Его участники возвратились к тому месту, откуда оно началось,— на Свердловский тракт. Позади остался современный район большого города, где живут и работают тысячи людей. Они варят сталь, строят жилые дома и школы, открывают новые пути в науке и воспитывают подрастающее поколение, занимаются спортом, искусством, читают книги, работают и отдыхают.
Впереди — дорога в Северо-Западный район Челябинска.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН

— Застройка нового района,— продолжил свой рассказ Главный архитектор,— началась в 1967 году. Перед началом строительства почти до самого горизонта здесь простиралось широкое поле, на котором кое-где виднелись березовые колки. И так было до поселка Градский прииск и деревни Шершни. Лишь одно-двухэтажные здания учебных классов бывшего аэродрома ДОСААФ составляли ту небольшую опорную застройку, которая затем была частично вписана в один из первых микрорайонов. Заселение жилых домов началось в 1969 году. Тогда же первые 10 тыс. жителей нашего города получили благоустроенные квартиры. Сегодня Северо-Западный район-один из самых крупных жилых массивов Челябинска. И население в нем,—продолжал Главный архитектор,—составляет уже ни много ни мало 250 тыс. человек.
— Давайте проедем с вами по главной улице Северо-Запада — Комсомольскому проспекту — и попытаемся разобраться, что к чему,— предложил Главный архитектор.— Я думаю, что с помощью Евгения Викторовича Александрова, который возглавлял мастерскую по проектированию первых 4-х микрорайонов, мы сумеем получить нужную нам картину. Пожалуйста, Евгений Викторович, расскажите об общих принципах застройки этого района. Потом ваш рассказ дополнят другие участники нашего путешествия: Владимир Львович Глазырин, Ольга Николаевна Щельникова и их помощники, которые трудились над разработкой перспективного проекта планировки и застройки Северо-Запада.



— Северо-Западный район,— начал свой рассказ архитектор Александров,— привлекал внимание своими исключительно благоприятными природными условиями для создания на его территории нового крупного жилого массива давно. Но возможности осуществления этой идеи появились сравнительно недавно. Первые жилые дома в этом районе, как вы уже знаете, были сданы в эксплуатацию в конце 1968 года.
В основу планировки и застройки первой очереди строительства,- продолжил Евгений Викторович,—был положен известный вам принцип микрорайонирования, о котором вы уже слышали. Однако в отличие от других районов города в Северо-Западном районе проводилась идея создания более крупных жилых образований — жилых районов на 30-40 тыс. жителей, состоящих из 3-4 микрорайонов на 6—9 тыс. человек каждый.
Такое укрупнение дало возможность рационально построить систему культурно-бытового обслуживания и дифференцировать по назначению сеть уличных магистралей.
Как у нас принято говорить, размещение объектов культурно-бытового обслуживания должно подчиняться так называемой «ступенчатой системе»». Она создает жителям города более удобные условия жизни. Если в других районах сеть обслуживания была в большей части разбросана по улицам, и жителям приходилось тратить много времени на посещение магазинов и комбинатов бытового обслуживания, то в нашем районе, благодаря «ступенчатой системе», этой беготни и суеты нет. Торговые учреждения, объекты питания и быта объединены в блоки-комплексы различной величины и назначения. Находятся они в жилых районах в наиболее доступных местах: ближе к остановкам массового транспорта.
В зависимости от назначения и потребностей сеть объектов обслуживания населения разделена на три ступени: первичную, повседневную и периодическую.
Первичным обслуживанием охватывается небольшая часть жителей, проживающая в группе из 8—10 домов. На эту группу строится блок первичного обслуживания, включающий в свой состав домовую кухню, столовую, клубную комнату, небольшой продовольственный магазин по продаже хлеба, молока и других необходимых продуктов. Этот блок действует в радиусе 100—150 метров.
Центр повседневного обслуживания, радиус которого больше и достигает 300—350 метров, располагается в микрорайоне. Он предназначается для населения в 6—9 тыс. человек. В состав блок-центра микрорайона входят более крупные учреждения: продовольственные и промтоварные магазины, кафе-столовая, клубные помещения, мастерские бытового обслуживания и другие.
Центр периодического обслуживания охватывает своим влиянием 30-40 тыс. человек. Радиус его действия 600-1000 метров. В таком районном общественном центре размещаются учреждения, которые жители посещают не каждый день: кинотеатр на 800-1200 мест, плавательный бассейн, большой ресторан, специализированные магазины и комбинаты бытового обслуживания.
Благодаря такой четкости удалось достичь ясности в архитектурно-планировочной структуре и застройке всего жилого района.



— Планировка Северо-Западного района,— продолжил рассказ Евгения Викторовича Ким Николаевич Клюков,— помимо четкой организации культурно-бытового обслуживания, потребовала внимательного отношения и к построению сети городских улиц и дорог. Они проложены таким образом, чтобы транспортными средствами можно было пользоваться удобно и безопасно. Уличная сеть Северо-Запада в этом отношении не повторяет известную всем обычную квадратную сетку с мелкими ячейками кварталов, она дифференцирована путем выделения из их общего числа наиболее важных в транспортном отношении. Вот, например, внизу мимо садов идет улица шириной 80 метров. Эта улица — продолжение проспекта Победы — устроена таким образом, что позволяет развивать транспорту большие скорости — до 100 километров в час. Но таких улиц — не много. Две общегородские магистрали, перерезая Северо-Запад в северо-восточном направлении, пересекают Свердловский тракт и проходят в Металлургический район. Две такие же дороги проложены на восток — в центр города и на тракторный завод. И еще одна магистраль такого же типа — в Ленинский район, которая идет через весь Северо-Запад на плотину Шершневского водохранилища. Через лесопарк она вливается в улицу Доватора, а затем, пересекая железнодорожные пути путепроводом, выходит на улицу Гагарина в Ленинском районе. Названные главные магистрали — улицы непрерывного движения. Потоки транспорта на них «развязываются» в двух уровнях. Вот эта сеть магистралей и образует крупные территориальные единицы, о которых говорил Евгений Викторович. Но кроме общегородских магистралей непрерывного движения, в Северо-Западном районе создана сеть районных магистралей местного значения. И, наконец, жилые улицы и проезды. Они предназначаются для обслуживания личного транспорта, скорость движения которого внутри жилых районов ограничивается 20—30 километрами в час. — Обратите внимание,—продолжал Ким Николаевич,— на размещение общественных центров районного значения. Они построены по ярусной системе. Внизу транспорт, а вверху пешеходы. Все здания обслуживания поставлены на широкие платформы. Пешеходам не нужно опускаться вниз, чтобы перейти улицу по туннелю на противоположную сторону.
— Это — замечательно,— воскликнул Журналист,— пешеходу дана «зеленая улица». Но покажите же мне новые дома с коллективным обслуживанием. Уж не они ли виднеются там вдали!
— Да, вы не ошиблись,— сказал Главный архитектор.— Эти высокие дома-башни в 60 этажей призваны заменить пяти-девятиэтажные первичные группы жилых домов и даже целые микрорайоны. Их всего пока несколько штук. Давайте подъедем к ним ближе. Вы видите две близко расположенные друг к другу башни,—это дом-микрорайон. Внизу к нему примыкает общественный центр на 6 тыс. жителей. В нем зимний сад, универсальный зал, закрытый плавательный бассейн, клубные помещения, магазин, столовая нижней зоны на 60 мест с центральным электрифицированным кухонным блоком, помещения хозяйственно-бытового обслуживания. Школа на 1200 мест—одноэтажная. Она расположена рядом — в парке. Универсальные детские комплексы или детсады расположены в несколько ярусов по вертикали в доме-микрорайоне в соответствии с размещением жилых групп по 2000 человек в каждой.
— В доме-микрорайоне,— продолжает Главный архитектор,— через каждые 20 этажей устроена двухэтажная зона обслуживания. В ней предусмотрены электрифицированная заготовочная (связанная лифтами с центральной кухней, расположенной в первом этаже) столовая на 150 мест с центральным электрифицированным кухонным блоком и помещения хозяйственно-бытового обслуживания.
Такая трансформация обычного микрорайона в вертикальном направлении очень важна в том отношении,— продолжал свой рассказ Главный архитектор,— что она освобождает для зелени большие площади. Человек в этом доме, находясь в коллективе, как только закрывает за собой дверь квартиры, чувствует себя изолированным, как в пригородном доме. В обычном горизонтальном микрорайоне дома располагаются довольно близко друг к другу, так, что или вы кого-нибудь видите, или на вас смотрят из окон соседнего дома.
Новые дома-микрорайоны располагаются среди природы группами по 6—10 зданий, образуя жилые районы. Расстояние между такими домами, как вы видите, довольно большое— 200-—300 метров. Они «омываются» со всех сторон воздухом, светом и представляют в известной мере «идеальную среду» для жизни и отдыха жителей нашего города. Возможность жить среди природы, находясь в то же время в городе,— большое достижение. Но это не главное. Благодаря концентрации обслуживания и высокому уровню электрификации и механизации всех бытовых процессов высвобождается дополнительное свободное время у жителей этого дома-микрорайона. Предположим, что хозяйка забыла купить сахар к завтраку. В обычном доме — это уже проблема. Надо одеваться, идти на улицу — в магазин. В новом доме-микрорайоне достаточно спуститься или подняться на лифте до «Торговой улицы» (этажа обслуживания), где расположены магазины. Если даже и это «путешествие» обременительно,— достаточно позвонить по телефону, и необходимый товар будет доставлен на квартиру. В квартирах — раздвижные перегородки. При необходимости всегда можно преобразовать свое жилище по своему вкусу и потребностям. Поскольку в доме-микрорайоне столовые располагаются ярусами на каждые 20—25 этажей, где можно получить все желаемое, то в кухнях квартир для эпизодического приготовления пищи имеется только встроенный электрический кухонный агрегат, состоящий из электрической плиты, малогабаритного холодильника, мойки и шкафа для посуды. Над агрегатом расположен специальный фильтр для улавливания испарений при приготовлении пищи.
Никаких мусоропроводов. Под раковиной расположен мусороприемник с дробилкой, пройдя через которую раздробленная масса сбрасывается в канализацию. В состав встроенного оборудования каждой квартиры входит также транзисторный комбайн (телевизор, радиоприемник, магнитофон, проигрыватель).
Часть путешественников и Журналист, чтобы убедиться в справедливости слов Главного архитектора, решили войти внутрь одного из домов-микрорайонов. Другая группа решила осмотреть их снаружи. Дома-микрорайоны стояли в окружении зелени парка, в котором было предусмотрено «продолжение» жилища: плавательный бассейн, теннисные корты, спортивные и игровые площадки. Гараж-гостиница и автостоянки отнесены на 100 метров от главных входов в дом-микрорайон.
Между тем путешественники вместе с Журналистом спустились вниз и присоединились к группе, оставшейся в парке.
— Да! — воскликнул Журналист.— Этот дом-микрорайон вносит совершенно новое представление об организации жилья и быта людей! Мне кажется,— продолжал он,— что эти вертикальные города-сады открывают возможности для решения очень важных социальных и градостроительных проблем. В таких городах-садах человек получает значительно больше солнца, воздуха, зелени и пространства. Подобные решения помогают сократить площади городов, высвобождая землю. Природа располагается под домами и над ними! Я за такие дома!
— Я тоже,— сказал Главный архитектор.— Но продолжим наше путешествие. Обращаю ваше внимание на архитектурно-пространственное решение застройки Северо-Западного района. Она несколько необычна. Как вы видите, мы сумели несколько свободнее формировать группы домов, добиваясь высокой художественной выразительности внутримикрорайон-ного пространства и уличных магистралей. Природа здесь создала чудесные условия. На мой взгляд, нам удалось уловить и правильно использовать здесь эти природные особенности территории, создав ярусность композиции и выявив наиболее выигрышные участки, господствующие по высоте над рядовой застройкой, чтобы завершить ее интересным силуэтным решением. Вы это должны почувствовать уже сейчас, даже когда застройка района еще не совсем закончена. Она читается не сплошной «серой» массой, а отдельными живописными группами, подчиняясь естественному ландшафту.
Групповое решение застройки позволило нам,— продолжал Главный архитектор,—найти целесообразные пути размещения и строительства ряда производственных зданий и учебных заведений, которые появляются у нас в Северо-Западном районе. Предприятия легкой промышленности, радио и электроники, представляющие собой интересные объекты, способные украсить улицы нашего города, мы размещаем группами на отдельных участках, чередуя в необходимой последовательности с жилыми домами, объединенными в микрорайоны. Такое совместное размещение жилых и производственных объектов, разумеется, производится только в том случае, если они не нарушают принципа совместимости по санитарно-гигиеническим условиям. Пожалуй, на этом можно будет закончить наше путешествие по Северо-Западному району,—сказал Главный архитектор.— Если нет вопросов, продолжим наш путь. Впереди Тракторозаводский и Ленинский районы.
Журналист высказал сожаление, что многое из того, что они видели на своем пути в Северо-Западном районе, пока видно только на макетах.
— Не огорчайтесь,— ответил Главный архитектор.— Я верю, что через некоторое время, скажем, через 15—20 лет, мы с вами еще увидим самые реальные дома-микрорайоны и многое другое, над чем еще пока трудятся наши ученые.
А сейчас нам нужно выбрать дорогу для дальнейшего путешествия. Как уговорились,— едем в Тракторозаводский район. Туда можно проехать двумя дорогами: по проспекту Победы и по той, которой еще нет, но которая скоро будет — по продолжению улицы Труда в городок тракторостроителей.
— Мне кажется,— ответил Журналист,— проще проехать по новой дороге,— она шире, благоустроеннее и значительно короче.

Далее...
Tags: книги
Subscribe

  • Лесное кладбище

    Очередное «личное» открытие совершила я, блуждая в середине сентября в небольшом лесочке у памятника «Скорбящие матери». Я, конечно, слышала…

  • Челябинские садики

    Недавно что-то натолкнуло меня на воспоминания о детских садах и яслях Челябинска, оставивших след в моей жизни или чем-то запомнившихся. Я…

  • Под "Парусом"

    ...вчера была прям идеальная прогулочная погода - шли мимо "Паруса", просочились вовнутрь. Подъезд был нараспашку, туда-сюда сновали люди - переезд…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment