ssgen (ssgen) wrote in chelchel.ru,
ssgen
ssgen
chelchel.ru

Categories:

Орлёнок

Пожалуй, это самый известный и узнаваемый памятник города, по сути дела, его визитная карточка. Долговечности созданного Львом Головницким образа можно только позавидовать - он был актуален и в год своего открытия (1958), и даже в наше время, как это ни странно, образ мятежного подростка до конца актуальности не утратил - и это при том, что символы социализма уже почти полностью ушли из нашей жизни. "Орлёнок" по праву считается одним из лучших произведений советской пластики, именно он принёс Льву Головницкому признание зрителей и мировую известность.


[Фото с автографом Л. Головницкого; из фондов Музея ЧТЗ]

Несмотря на прямой отсыл к известной песне Якова Шведова и Виктора Белого, "Орлёнок" не имеет реального исторического прототипа - это некий собирательный образ юного героя революции и Гражданской войны, который ассоциируют также с героями книг Аркадия Гайдара, пионерами-героями, сынами полков Великой Отечественной и даже французским Гаврошем и немецким барабанщиком Фрицем Вайнеком (который стал пробразом знаменитой песни про юного бабаранщика). Сам Головницкий говорил об этом так: "Мне удалось создать собирательный образ безымянного героя революции и гражданской войны. Прототипом для такой скульптуры послужил мой старший брат — его облик постоянно стоял перед глазами, напоминал о тысячах и тысячах семнадцатилетних, отдавших жизнь за нас с вами, за будущее". Напомню, что старший брат Льва Головницкого, Юрий, погиб в бою на Курской дуге, когда ему только исполнилось 18 лет.

Никак нельзя сказать, что "Орлёнок" появился на пустом месте. Он является логическим продолжением героической тематики, которую Головницкий разрабатывал уже давно - к 1957 году в его в активе уже было несколько ярких работ, в частности, "Павка Корчагин" и скульптурный портрет Николая Островского.

Где же создавалась эта скульптура? Энрика Головницкая, жена скульптора, вспоминает, что мастерская у него в то время была мала и неудобна, поэтому ему выделили на лето школьный зал в Каштаке. Образ "Орлёнка" не сразу обрёл привычные черты. Автором было сделано множество эскизов и черновых вариантов - уточнялись композиция, детали фигуры и одежды, положение рук и выражение лица, шёл поиск именно того образа, который мы привыкли видеть.


[2. Из книги А. Золотова "Причастность"]

Наконец, в 1957 году работа была выставлена на Всесоюзной художественной выставке в московском Манеже, произведя на ней взрывной эффект. Вскоре после выставки скульптор получил от челябинского обкома ВЛКСМ заказ на создание памятника на основе этой скульптуры. Во время работы над памятником скульптура была не просто увеличена до 6,8 метров, но и снова переработана, став ещё более выразительной. Орлёнок стал одним из первых памятников в Челябинске, отлитых в бронзе.

Л. Головницкий рассказывал об истории создания памятника в интервью "Комсомольской правде" 14 ноября 1967 года:

"Сам памятник я выполнил за довольно короткий срок. Но творческая биография его намного длиннее. Мне давно хотелось отобразить подвиг молодежи в тревожные, трудные для страны годы — в революции, гражданской и Отечественной войнах. “Орленку” предшествовали скульптуры Павки Корчагина, Николая Островского. Но мне хотелось создать и собирательный, символический образ безымянного героя, образ молодого человека, ставшего на защиту завоеваний Октября. Такую скульптуру я вылепил, она экспонировалась на республиканской и всесоюзных художественных выставках. И вот незадолго до сорокалетней годовщины Ленинского комсомола Челябинский обком ВЛКСМ предложил мне создать на основе скульптуры памятник. Я согласился. Архитектор Евгений Александров помог мне в решении архитектурного ансамбля, в определении масштаба памятника. И что тоже важно в размещении, в выборе места для памятника. “Орленок” стоит на так называемом “Алом поле” — до революции это поле в Челябинске было местом маевок. Молодежь Челябинска считает памятник “своим”, для чего, кстати, у парней и девушек немалые основания: монумент воздвигнут на средства, собранные комсомольцами Советского района. [...] Название "Орленок" пришло на ум как-то сразу, само собой. “Орел”, “орлята”, “орленок” — народ издавна называет так своих юных героев. И названием памятника, и его композицией мне хотелось передать, как молодые еще ребята, в чем-то незакаленные, неопытные, проходят испытание революцией и выходят из столкновения с врагами не сломленными, сильными духом.

30 апреля 1958 года, за полгода до празднования 40-летия ВЛКСМ, в «Челябинском рабочем» появляется такая заметка:

"Комсомольцы Советского района Челябинска решили установить скульптуру на Алом поле в память о юных героях, погибших за революцию. Средства на памятник комсомольцы решили собрать сами — юноши и девушки работают на строительстве домов, собирают металлический лом, трудятся на благоустройстве.

— И ежедневно,— говорит секретарь Советского райкома комсомола К. Варламов,— на счет райкома комсомола поступают средства на строительство памятника. Как он будет выглядеть? Четырехметровая скульптура, отлитая из бронзы, будет установлена на гранитном постаменте высотой в два с половиной метра. На постаменте решено написать “Героям — комсомольцам, погибшим в годы революции и гражданской войны, от комсомольцев и молодежи Советского района Челябинска”. Памятник решено открыть 29 октября 1958 года, в день 40-летия комсомола».

Итак, несмотря на то, что автору было отпущено на доработку скульптуры исключительно мало времени, он со своей задачей справился. В чем заключалась его доработка, рассказал в буклете, посвященном «Орленку» и вышедшем в Ленинграде, искусствовед Н. Воронов (о том же говорилось и в его статье в журнале «Художник», 1963, № 7): «В памятнике несколько изменился силуэт Орленка. Фигура получилась более стройной, ритмичной и пластически законченной. Изменилась и лепка лица Орленка, сделавшая его более мужественным и внутренне напряженным. Скульптор усилил впечатление ветра, овевающего Орленка, что позволило дать более сильные складки на полах шинели, открыть левую ногу, отчего фигура в целом стала устойчивее. Вместе с тем впечатление ветра и некоторой приподнятости Орленка над постаментом внесли в образ дополнительные черты революционной романтики и музыкальности. В целом он стал строже, спокойнее, монументальнее.

Если рассматривать “Орленка'’ в ряду других работ Головницкого, то, по-видимому, можно будет сказать, что этот монумент явился заключительным аккордом в том направлении творчества скульптора, которое началось со статуи Островского. Это была линия воссоздания образа молодого героя в однофигурной композиции. От конкретно-портретной передачи скульптор постепенно шел ко все большему обобщению и созданию собирательного образа, воплощающего черты поколения и эпохи".   


[3. Заметка в журнале "Огонёк"]

А вот что о создании памятника пишет архитектор Е. В. Александров:

"В процессе нашей совместной работы снова возникла проблема, как точно вписать фигуру в пространство сквера и окружающую застройку, не ошибиться в масштабе памятника, его размере. На мой взгляд, высота монумента должна была составить восемь метров: пять метров скульптура и три - постамент. Иными словами - пропорциональные соотношения золотого сечения. Скульптор и его жена (Энрика Эмильевна - тоже скульптор) со мною не были согласны. По их мнению, высота должна была ограничиться двумя - двумя с половиной метрами. Кто был прав? Чтобы прийти к соглашению, я предложил компромисс: четыре с половиной метра. А еще предложил заказать в мастерских фанерный щит, из которого вырезать силуэт «Орленка», установить его на местности. Так мы и поступили. Когда щит был смонтирован, пришли поглядеть. Постояли, перешли на противоположный угол проспекта. Долго молча смотрели: что вышло? Наконец, Лев Николаевич поворачивается ко мне, протягивает для пожатия руку: «Евгений Викторович, вы правы!» В этот самый момент к нам подошел художник Николай Иванович Ткачев, поинтересовался: «О чем у вас спор?». Головницкий указал на щит. Ткачев поглядел, подумал и говорит: «А вроде ничего, подходит по высоте, и место нашли хорошее»".


[4. Эскиз памятника; из книги Е. Александрова "Моя архитектурная судьба"]

Открытие памятника состоялось 29 октября 1958 года, в день 40-летия ВЛКСМ. По воспоминаниям А. Золотова, погода в тот день была холодной и дождливой. На открытие собралось "несколько человек с флагами и транспарантами".


[5. Открытие памятника 29 октября 1958 года; из книги А. Золотова "Причастность"]

В станковом варианте "Орлёнок" демонстрировался не только на республиканской и всесоюзной выставках, но и на "Экспо" в Брюсселе и Монреале. В 1967 году за эту работу Головницкий одним из первых в стране получил премию Ленинского комсомола. А ещё квартиру и мастерскую в Металлургическом районе - видимо, городские власти сочли, что такого человека обязательно нужно "привязать" к Челябинску.

[6]

[7]

[8]

[9]

[10]

[11]

[12]

Источники:
Александров Е.В. "Моя архитектурная судьба", 2007
Кудзоев О.А., Ваганов А.С. "Скульптурная летопись края", ЮУКИ, 1989
Золотов А. "Причастность", Авто Граф, 2008

Tags: Алое поле, проспект Ленина, скульптура, улица Красная
Subscribe

  • Ул. 8 Марта (пос. АМЗ)

    Я родилась на ул. 8 Марта — той, что находится в Заречье, старинной, по крайней мере, в 1907 году, когда родилась моя бабушка,…

  • Лесное кладбище

    Очередное «личное» открытие совершила я, блуждая в середине сентября в небольшом лесочке у памятника «Скорбящие матери». Я, конечно, слышала…

  • Челябинские садики

    Недавно что-то натолкнуло меня на воспоминания о детских садах и яслях Челябинска, оставивших след в моей жизни или чем-то запомнившихся. Я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • Ул. 8 Марта (пос. АМЗ)

    Я родилась на ул. 8 Марта — той, что находится в Заречье, старинной, по крайней мере, в 1907 году, когда родилась моя бабушка,…

  • Лесное кладбище

    Очередное «личное» открытие совершила я, блуждая в середине сентября в небольшом лесочке у памятника «Скорбящие матери». Я, конечно, слышала…

  • Челябинские садики

    Недавно что-то натолкнуло меня на воспоминания о детских садах и яслях Челябинска, оставивших след в моей жизни или чем-то запомнившихся. Я…