Как ни странно, это первая книга о челябинском электротранспорте за всю его историю. Это вообще-то удивительно, учитывая, что челябинское передовое предпритие занимало в СССР далеко не последнее место - о нём выходило множество статей в общесоюзных изданиях, здесь готовилось огромное количество специалистов, обкатывалась новая техника, проводились союзные семинары по обмену опытом, внедрялись разнообразные новые методики работы и т.д. Поэтому данное издание можно считать попыткой в какой-то мере восполнить этот пробел. Ну и кроме того, как мне кажется, это некоторая попытка на основе исторического материала переосмыслить современную роль электротранспорта в городской среде и понять, в каком направлении ему следовало бы развиваться дальше.
Для этой книги была отобрана масса интереснейших, ранее не публиковавшихся фотографий, причём немалая их часть - это транспорт на фоне городских видов Челябинска. Я немного видел, как эта книга создавалась, поэтому могу сказать, что это было сделано не только намеренно - чтобы заинтересовать не только транспортников, но и любителей истории города - но и несёт в себе некоторый философский подтекст - чтобы показать, каким образом город и электротранспорт параллельно развивались в течение времени и почему транспортная составляющая во все годы являлась неотъемлемой частью самого города.
С вёрсткой по сравнению с предыдущими изданиями стало значительно лучше - появились поля, подписи под всеми без исключения иллюстрациями, текст читается значительно легче. Хотя текста тут немного, основной упор сделан именно на визуальный материал. Материала в процессе работы над книгой было собрано множество. Весь он в книгу не вошёл - из оставшегося за кадром, как мне сказали, можно сделать ещё один-два таких же фотоальбома. В этом отношении Элефанту удалось задействовать все свои немалые возможности - помогали и город, и область - музеи, историки, краеведы, государственные и частные архивы. Всё это превращает данную книгу в некотором смысле в уникальное издание - у любого автора, который взялся бы за подобный проект в одиночку, ушли бы на это годы.
[2]
Больше всего потрясают развороты - это огромные, очень чёткие панорамные снимки, которые можно долго разглядывать. Вот один из примеров - я тыщу раз видел эту фотографию, переснятую в музее ГЭТ, но в книге она приведена в таком размере и разрешении, что неожиданно здесь стало можно разглядеть старую застройку Заречья на излучине реки - дома и улицы, которые уже давно не существуют.
[3]
А вот картографического материала здесь совсем немного - только большая схема трамвайно-троллейубсных маршрутов по состоянию на 2012 год и пара исторических (не очень старых) планов.
[4]
Врезками в книге оформлены все поколения трамваев и троллейбусов, которые когда-либо в истории бегали по Челябинску. Причём помимо описания, каждая из моделей детально отснята. Например, по этому ЯТБ-1 приведены фотографии единственного сохранившегося экземляра, выставленного в петербургском музее электротранспорта. Думаю, стоит особо отметить, что помимо истории, здесь много внимания уделяется материальной культуре - как раз тот аспект, на который у нас почему-то практически не обращают внимания. Технические врезки делают особый акцент на деталях - оформление салона, компостеры, таблички, разнообразные артефакты.
[5]
Немаловажный вопрос - где купить. Насколько я понял, поступление книги в розницу не планируется, основную часть тиража забирают себе транспортники. Какое-то количество экземпляров (совсем небольшое) оставляет себе издательство, можно попробовать купить у них - обращайтесь к Татьяне Фроловой (контакты на сайте). Несколько разворотов можно полистать на книжной полке Элефанта.