ssgen (ssgen) wrote in chelchel.ru,
ssgen
ssgen
chelchel.ru

Categories:

Челябинский трамвай. Челябинский троллейбус

Чем на несколько часов занять блондинку любителя электротранспорта и/или истории города? Дать ему в руки книгу "Челябинский трамвай / Челябинский троллейбус", которая только что вышла в издательстве "Элефант". Сделана она необычно - "два в одном": открываешь и читаешь про троллейбус, потом переворачиваешь и читаешь про трамвай. И так до бесконечности :)

Как ни странно, это первая книга о челябинском электротранспорте за всю его историю. Это вообще-то удивительно, учитывая, что челябинское передовое предпритие занимало в СССР далеко не последнее место - о нём выходило множество статей в общесоюзных изданиях, здесь готовилось огромное количество специалистов, обкатывалась новая техника, проводились союзные семинары по обмену опытом, внедрялись разнообразные новые методики работы и т.д. Поэтому данное издание можно считать попыткой в какой-то мере восполнить этот пробел. Ну и кроме того, как мне кажется, это некоторая попытка на основе исторического материала переосмыслить современную роль электротранспорта в городской среде и понять, в каком направлении ему следовало бы развиваться дальше.




Для этой книги была отобрана масса интереснейших, ранее не публиковавшихся фотографий, причём немалая их часть - это транспорт на фоне городских видов Челябинска. Я немного видел, как эта книга создавалась, поэтому могу сказать, что это было сделано не только намеренно - чтобы заинтересовать не только транспортников, но и любителей истории города - но и несёт в себе некоторый философский подтекст - чтобы показать, каким образом город и электротранспорт параллельно развивались в течение времени и почему транспортная составляющая во все годы являлась неотъемлемой частью самого города.

С вёрсткой по сравнению с предыдущими изданиями стало значительно лучше - появились поля, подписи под всеми без исключения иллюстрациями, текст читается значительно легче. Хотя текста тут немного, основной упор сделан именно на визуальный материал. Материала в процессе работы над книгой было собрано множество. Весь он в книгу не вошёл - из оставшегося за кадром, как мне сказали, можно сделать ещё один-два таких же фотоальбома. В этом отношении Элефанту удалось задействовать все свои немалые возможности - помогали и город, и область - музеи, историки, краеведы, государственные и частные архивы. Всё это превращает данную книгу в некотором смысле в уникальное издание - у любого автора, который взялся бы за подобный проект в одиночку, ушли бы на это годы.

[2]

Больше всего потрясают развороты - это огромные, очень чёткие панорамные снимки, которые можно долго разглядывать. Вот один из примеров - я тыщу раз видел эту фотографию, переснятую в музее ГЭТ, но в книге она приведена в таком размере и разрешении, что неожиданно здесь стало можно разглядеть старую застройку Заречья на излучине реки - дома и улицы, которые уже давно не существуют.

[3]

А вот картографического материала здесь совсем немного - только большая схема трамвайно-троллейубсных маршрутов по состоянию на 2012 год и пара исторических (не очень старых) планов.

[4]

Врезками в книге оформлены все поколения трамваев и троллейбусов, которые когда-либо в истории бегали по Челябинску. Причём помимо описания, каждая из моделей детально отснята. Например, по этому ЯТБ-1 приведены фотографии единственного сохранившегося экземляра, выставленного в петербургском музее электротранспорта. Думаю, стоит особо отметить, что помимо истории, здесь много внимания уделяется материальной культуре - как раз тот аспект, на который у нас почему-то практически не обращают внимания. Технические врезки делают особый акцент на деталях - оформление салона, компостеры, таблички, разнообразные артефакты.

[5]

Немаловажный вопрос - где купить. Насколько я понял, поступление книги в розницу не планируется, основную часть тиража забирают себе транспортники. Какое-то количество экземпляров (совсем небольшое) оставляет себе издательство, можно попробовать купить у них - обращайтесь к Татьяне Фроловой (контакты на сайте). Несколько разворотов можно полистать на книжной полке Элефанта.

Tags: книги, трамвай, троллейбус
Subscribe

  • Улица Свободы. 1958-1962

    Оригинал взят у eh_la_bas в Улица Свободы. 1958-1962 Из архива С. Михалюка

  • Кисельная крепость хорошеет

    Сегодня оказался в районе перекрёстка Энгельса - Труда. Когда ехал от дворца спорта "Юность", заметил, что въезд на территорию комбината…

  • Вроде что-то строится?!

    Лёд тронулся товарищи! Процесс пошёл! ВДРУГ вспомнилась крылатая фраза первопоследнего президента СССР. На яме Тартаковского стройка ТРК идёт…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Улица Свободы. 1958-1962

    Оригинал взят у eh_la_bas в Улица Свободы. 1958-1962 Из архива С. Михалюка

  • Кисельная крепость хорошеет

    Сегодня оказался в районе перекрёстка Энгельса - Труда. Когда ехал от дворца спорта "Юность", заметил, что въезд на территорию комбината…

  • Вроде что-то строится?!

    Лёд тронулся товарищи! Процесс пошёл! ВДРУГ вспомнилась крылатая фраза первопоследнего президента СССР. На яме Тартаковского стройка ТРК идёт…