[П. Мальцев, «Беспощадно уничтожать фашистских диверсантов!», 1941]
Воспоминания ветерана Г.С.Плотникова (Комсомольская правда).
Большой праздник был для всех горожан, когда был объявлен день отправки на фронт Челябинской добровольческой танковой бригады, которую вооружили на средства, собранные нашими земляками. Проводы были назначены на 9 мая 1943 года. У главпочтамта была деревянная трибуна. Торжественный митинг длился более трех часов, затем было прощание с близкими и друзьями. А утром 10 мая молниеносно распространился слух, что танковый эшелон не соединился с Уральским добровольческим танковым корпусом. Диверсанты спустили его под откос в районе трамвайного депо, где железнодорожная насыпь особенно высока. Мы с ребятами из нашего двора тут же побежали на ул. Труда к железнодорожной насыпи, но за два квартала до этого места нас остановили войска НКВД. Около насыпи были небольшие частные дома, и жители были свидетелями этой катастрофы. Они рассказывали нам, что танки и теплушки падали на большой скорости вправо по ходу поезда и тут же загорались. Все это сопровождалось криками и стонами раненых.
В конце 1943 года в городе осторожно говорили о диверсии на заводе «Сигнал». Его построили во время войны за пределами города — вблизи восточного берега Смолино. Для нас, подростков, секретов почти не существовало: мы знали, что на этом заводе делают снаряды для «катюш». В один из осенних дней во время пересменки сборочный цех, в котором работали практически одни женщины, потряс сильный взрыв. Затем все вокруг загорелось. Среди работниц сборочного цеха было много жертв — 277 человек. Их похоронили в братской могиле на кладбище близ деревни Сухомесово. Во время войны это было секретом, поэтому об этой братской могиле не знают даже те жители Ленинского района, у которых на этом кладбище погребены близкие. Печально, что до сих пор здесь нет никакого памятника.
Воспоминания ветерана Н.М.Шариповой, которая работала, по всей видимости, на заводе №254 ("Сельмаш") (Комсомольская правда)
Ходили слухи, что диверсанты подкарауливают женщин, идущих с завода, и требуют принести образцы взрывных веществ. Однажды утром я услышала оглушительный взрыв, потом меня подхватила горячая волна и ударила о землю. Лишь через сутки, придя в себя, я узнала, что взорвался цех плавки взрывчатых веществ. Погибло много народу. Выяснилось, что это «заслуга» вредителей. Потом еще не раз ловили людей с фотоаппаратами и других диверсантов, пытавшихся саботировать завод.
Хотя на самом деле вопрос со взрывом на Сельмаше очень спорный. М. Меньшикова в книге "Кузница боеприпасов" вот что пишет:
В конце марта 1943 года в полдень в здании 124-м произошел взрыв мастерской сушки пиротехнических составов. Погибло 13 человек: работницы, бригадир Е.Н.Сосницкая, учетчик, сапожник и проезжающий мимо возчик. Здание загорелось. Пожар мог перекинуться на соседние здания: мастерские, склады с горючими материалами, на подъездные пути с груженными готовой продукцией вагонами. Пожарники, военизированная охрана, рабочие, мастера, инженеры сообща отстояли строения, отвели вагоны, можно сказать, героическими усилиями.
Интересное упоминание о диверсионной группе на ЧТЗ (Нижегородская правда)
Агентурной разработкой, а затем следствием по этому делу было установлено, что Фишер (фамилия изменена) прибыл в СССР из Германии как иностранный специалист в 1931 году. Перед выездом от германской разведки получил задание добывать сведения о выпускаемой продукции, оборудовании, возможностях переключения заводов на выпуск военной продукции. С целью приобретения доверия со стороны советских властей и граждан Фишер даже принял советское гражданство. В 1935 году ему удалось завербовать инженера-конструктора наркомтяжпрома Самойловича, который в том же году направился на Челябинский тракторный завод с заданием организовать там диверсионную группу, чтобы вывести предприятие из строя в случае возникновения войны с Германией. Сам Фишер в начале войны работал инженером-механиком Горьковского треста «Мельстрой». Его карьера оборвалась в октябре 1941 года, когда он был арестован КРО УНКВД по Горьковской области.
На сайте "Мемориала" можно найти несколько интересных дел довоенного периода. Понятно, каким образом в тридцатые годы такие дела расследовались, но всё же пару документов процитирую.
Следственное дело №-5496.
БОДЕ Вильгельм Михайлович, рождения 1902 г., уроженец Мельцдорф, по национальности немец, германский подданный, в СССР проживает с 1933 года. С 1918 по 1933 г. член социал-демократической партии Германии, а с 1933 г. национал-социалист. До ареста работал мастером по электросварке холодно-штампового цеха Челябинского тракторного завода.
С 1933 года являлся активным участником нелегальной организации германской фашистской партии в СССР. Завербован в 1933 г. в Рыбинске фашистом ГЕПФНЕР (из Советского Союза выслан). В 1934 г. установил связь и являлся участником контрреволюционной троцкистской организации на Челябинском тракторном заводе. Полностью разделял шпионские, диверсионные и террористические задачи троцкистской организации и германской фашистской партии, направленные против руководителей ВКП(б) и правительства, на срыв военной мощи Советского Союза, свержение советской власти и установление фашистского режима. Лично завербовал в организацию и привлек к шпионской деятельности КУЛЬКОВА (арестован). По заданию контрреволюционной национал-социалистской организации, подготовлял поджог электроподстанции ЧТЗ и террористические акты против руководителей ВКП(б) и советского правительства. В этих целях создал диверсионно-террористическую группу, в которую вовлек ЮДИНА и АХМЕТШАРИПОВА (арестованы). По заданию организации, занимался шпионажем в пользу Германии. В течение 1936-37 г. передал агенту гестапо ПЕТРАС ряд шпионских сведений о характере производства завода №-78, количестве и мощности печей Ферросплавного завода и политических настроениях рабочих. Через завербованного им члена организации КУЛЬКОВА собрал данные о строго секретной водной подготовке бойцов Красной армии и применяемом володазонодыхательном аппарате в РККА. Эти сведения также передал агенту гестапо ПЕТРАС. По заданию к-р троцкистской организации проводил вредительско-подрывную работу на тракторном заводе. Совместно с участником этой организации ГОЛОВАНОВЫМ (арестован), в 1934 г. выпустили большое количество совершенно негодных пусковых бачков. С этим же ГОЛОВАНОВЫМ, по указанию ФЕЖОРОВА (тоже участник троцкистской организации и арестован) в 1936 г. прекратили использование отходов башмачной стали, чем нанесли убыток государству в сумме свыше 11/2 миллионов рублей. С целью дезорганизации полевых работ в МТС, совхозах и колхозах, в течение 1936 и 1937 г.г. совместно с ФЕДОРОВЫМ и ГОЛОВАНОВЫМ изготовили около 1500 шт. заведомо недоброкачественных топливных баков. Совместно с этими же лицами, с ноября 1936 г. по февраль месяц 1937 г. умышленно выпускали массовый брак детали трактора №-025, тем, что сознательно не меняли износившиеся штампы. Изобличается показаниями обвиняемых: ПЕТРАС, ЦИМЕР, КУЛЬКОВА и других. ГЕРМАНСКИЙ ШПИОН, ДИВЕРСАНТ-ТЕРРОРИСТ. СОЗНАЛСЯ.
Следственное дело №-5496.
ПЕТРАС Рихард Людвигович, 1905 г.р., ур. г. Берлина, по национальности немец, германский подданный, в СССР проживает с 1932 г. Член национал-социалистской партии Германии с 1933 г. До ареста работал инспектором контрольного отдела Челябинского тракторного завода.
С 1926 г. по день ареста являлся агентом германской тайной полиции и с 1933 г. уполномоченный национал-социалистской партии Германии, по созданию нелегальных фашистских организаций в СССР. С 1926 г. по 1932 г. проводил провокаторскую работу среди немецких рабочих в Берлине, а в 1932 г. по заданию полиции прибыл в СССР для разведывательной и диверсионной работы. По заданию комиссара гестапо БУТЛЯРА и одного из руководящих работников германской фашистской партии ВАГНЕРА, в период 1934-35 г. создал в Челябинске нелегальную шпионско-диверсионную и террористическую организацию национал-социалистской партии Германии. Лично завербовал в эту организацию ЦИМЕР (арестован), ШНЕЙДЕР (арестован), ЛИНЦЕР (арестован) и др., всего 11 чел., из которых арестовано 9 чел. По заданию гестапо и руководства нацоинал-социалистской партии Германии, в 1935 г. установил связь с контр-революционной троцкистской, диверсионно-террористической организацией, действовавшей на Челябинском тракторном заводе. Привлек участников этой организации ЦИРЛИНА, АШ и СЕРДЮКОВА для работы в пользу Германии. Подготавливал диверсионные акты по разрушению ЧТЗ, ЧГРЭС, завода №-78 и угольных шахт Челябинского угольного бассейна. В этих целях, через участников организации – ЦИМЕР, БОДЕ, ШНЕЙДЕР и ЛИНЦЕР создал 5 диверсионных групп, которые готовили взрыв паро-силового цеха ЧТЗ, поджог шахт №-4/6 и 7/8 на Челябинских копиях и организацию крушений на ж.д. транспорте. Лично сам, через участника троцкистской организации АШ, готовил поджог основных цехов завода №-78. Участнику организации ЦИМЕР дал задание подготовить бактериологическую диверсию на случай войны, который завербовал для этого машиниста жел.дорожной водокачки АНФАЛОВА (арестован-сознался). Членам руководимой им организации ЦИМЕР и БОДЕ, давал задание по подготовке террористических актов, против руководителей ВКП(б) и советского правительства. Проводил шпионско-разведывательную работу в СССР, в пользу Германии, начиная с 1932 г. Лично и через немецких разведчиков ЦУККЕР, БЕККЕР и других передал в гестапо ряд шпионских материалов о промпредприятиях Советского Союза, Красной армии, политических настроениях населения, состоянии партийно-комсомольских организаций. Совместно с участниками троцкистской организации ЦИРЛИНЫМ, АШ, СЕРДЮКОВЫМ и другими, в течении 1935-1937 г. умышленно выпускал недоброкачественные моторы к тракторам, которые вследствии этого по прибытии в МТС, совхозы и колхозы, выходили из строя. Изобличается показаниями других обвиняемых ЦИМЕР, БОДЕ, ШНЕЙДЕР, ЛИНЦЕР и других. ГЕРМАНСКИЙ ШПИОН-ДИВЕРСАНТ-ТЕРРОРИСТ. Сознался.
Люди, имеющие доступ к фотоархивам Люфтваффе, пишут, что немецкие самолёты-шпионы долетали и до Челябинска (правда, живьём тех аэрофотоснимков пока что никто не видел). Более того, оказывается, и попытки прямой заброски диверсантов-парашютистов в наш город тоже были.
Летом 1943 года в лагере в местечке Освитц была подготовлена большая группа агентов - диверсантов под кодовым наименованием «Ульм». Группа предназначалась для заброски на Урал и в северные районы СССР для проведения диверсий на объектах оборонной промышленности, транспортных магистралях и организации диверсионно- повстанческих групп . Часть « Северной» группы проекта (6 человек ) была заброшена на территорию СССР 18 февраля 1944 года. По неизвестной причине агентов сбросили на парашютах над территорией Коми-Пермяцкого автономного округа ( предполагалась заброска под Челябинск). Агенты были разбросаны над лесом и не смогли собраться вместе. Один парашютист повис на дереве и замерз, двое диверсантов из- за голода и обморожений покончили с собой , еще один член группы получил сильное обморожение ног, гангрену, и его пришлось застрелить. Труп замерзшего парашютиста сняли с дерева и захоронили, а остальных из- за сильного голода съели . В результате обморожения и потери ориентиров группа задание не выполнила. Через четыре месяца оставшиеся в живых агенты сдались местным органам госбезопасности.
Источники:
Чернявский В. "Диверсанты Третьего рейха"
М.А.Меньшикова. "Кузница боеприпасов"
http://historyntagil.ru/11_17_vesi_06.htm
http://www.kp.ru/daily/24578/748350/
http://www.pravda-nn.ru/archive/number:211/article:3061/
http://prospect-nn.ru/?p=1283
http://stalin.memo.ru/spravki/4-259.htm
http://stalin.memo.ru/spravki/4-258.htm
http://stalin.memo.ru/spravki/4-255.htm
http://stalin.memo.ru/spravki/4-257.htm
http://stalin.memo.ru/spravki/4-250.htm
http://guns.allzip.org/topic/205/1129161.html
http://ural.kp.ru/daily/24461/622109/