5.2. Строительство транспортных тоннелей в центре города
Необходимость строительства автотранспортных тоннелей в г. Челябинске возникла в связи с реконструкцией существующих и созданием новых скоростных дорог и магистралей непрерывного движения. Скорость автомобилей и пропускная способность магистралей в городе лимитируются перекрёстками, где в одном уровне пересекаются интенсивные потоки транспорта и пешеходов. Создание транспортных развязок обеспечивает пересечение потоков в разных уровнях, устраняет задержки у светофоров, способствует повышению скорости и улучшению условий безопасности движения. При этом ликвидируются перепробеги автомобилей, увеличивается пропускная способность перекрёстка, повышаются удобства пешеходов, снижаются степень загазованности воздуха и уровень транспортного шума.
Во многих случаях полноценная организация движения в пределах транспортного узла возможна только с устройством транспортных тоннелей. При анализе «Схемы улично-дорожной сети города Челябинска (перспектива)» мы остановились на транспортных развязках, которые по нашему мнению, целесообразно строить в тоннельном исполнении. Строительство транспортных развязок в тоннельном исполнении занимают сравнительно небольшую территорию, их конструкции почти не выступают над поверхностью земли, не ухудшают условий видимости на перекрёстках и не вносят нарушений в сложившийся архитектурный ансамбль.
За многие годы накопились нерешенные проблемы развития магистральных дорог города из-за отсутствия в генплане перспективных предложений организации движения пассажирских (людских) и транспортных потоков. Например, всем известны узкие места на Свердловском проспекте: перекресток у лакокрасочного завода, где необходимо запроектировать и построить транспортную развязку в 2-х уровнях с тоннельным исполнением проезда под Свердловским проспектом и систему подземных переходов. В этом же месте будет находиться и станция метро 2-й очереди.
На пересечение улиц Худякова и Лесопарковая необходимо построить транспортную развязку с тоннельным исполнением проезда по ул. Лесопарковой под ул. Худякова.
На пересечение ул. Энгельса - Краснознамённая с ул. Б. Кашириных будет построен мост и транспортная развязка по ул. Б. Кашириных с левым поворотом в тоннельном исполнении.
Значение ул. Доватора для транспортной системы города является безальтернативным в силу следующих обстоятельств:
• перспективное значение ул. Доватора в соответствии с генпланом - магистраль общегородского значения;
• ул. Доватора является кратчайшей широтной магистралью, связывающей внешние транспортные связи - Копейское и Западное шоссе;
• ул. Доватора связывает планировочно оторванный Ленинский район с центром города;
• ул. Доватора - ул. Худякова через плотину кратчайшим путем связывают западную часть Северо-Западного планировочного района и юго-западную часть города через ул. Блюхера с железнодорожным транспортным узлом.
Транспортная ситуация по ул. Доватора в настоящий момент характеризуется следующими особенностями:
• интенсивность движения на перегонах близка к пропускной способности улицы;
• пропускная способность пересечений с ул. Блюхера и ул. Воровского не обеспечена организацией пересечения;
• пропускная способность пересечений с ул. Энгельса и ул. Энтузиастов не обеспечена из-за их планировочной близости (практически отсутствует участок перераспределения транспортных потоков);
• магистраль работает на транзит общегородского значения (более 70 % транспортных потоков на пересечениях прямого направления);
• дальнейший рост интенсивности движения ведет к снижению безопасности движения транспорта и пешеходов;
• дальнейший рост интенсивности движения ведет к ухудшению экологического состояния прилегающих территорий и расширения зоны экологического дискомфорта.
МУП «Челябинскметротранспроект» в 1999 г. был разработан эскизный проект «Реконструкция ул. Доватора от ул. Цеховой до ул. Энгельса в эстакадном варианте». По нашему мнению проектное решение не совсем удачное. В этом проекте предлагается следующее решение возникающих проблем:
• эстакадное трассирование ул. Доватора - ул. Худякова на участке от ул. Шаумяна до ул. Энгельса в 2-х вариантах;
• решение левых поворотов отнесенным левым поворотом;
• перенос инженерных коммуникаций из зоны эстакады;
• сохранение существующих красных линий.
Достоинства эстакадного варианта:
• сохранение существующей застройки;
• минимизация работ по перекладке инженерных коммуникаций;
• безостановочное движение транспорта прямого направления на участке ул. Шаумяна до ул. Энгельса;
• повышение уровня безопасности движения транспорта и пешеходов в зоне эстакады.
Недостатки эстакадного варианта:
• несмотря на приведенные расчеты по защите от шума и загазованности эстакадный вариант трассирования всегда в экологическом плане проигрывает относительно тоннельного варианта;
• представленный вариант не решает проблемы пересечений с ул. Энгельса и ул. Энтузиастов;
• эстакадное трассирование Доватора - ул. Худякова резко снижает инсоляцию в южной части прилегающей застройки;
• эстакадное трассирование Доватора - ул. Худякова с расположение на высоте 6-10 м шумозащитных экранов создает крайне неэстетичный облик участка городской территории в самом центре города.
Мы предлагаем реконструкцию ул. Доватора от ул. Худякова (Энгельса) до ул. Цеховой трассирование выполнить в тоннельном исполнении. Длина тоннеля 1200 м. Это позволит устранить все недостатки эстакадного варианта:
• прилегающая застройка представлена жилым фондом постройки 40-60-х годов морально устаревшей с высоким физическим износом и низкой плотностью населения, целесообразность сохранения которой является не безусловной;
• поскольку перекладка коммуникаций будет производиться в любом случае, то можно предусмотреть на участке тоннеля прокладку коммуникаций в общем тоннеле, что соответствует международной практике;
• экологическая безопасность варианта по шуму и загазованности значительно выше;
• сохраняется инсоляция прилегающей застройки;
• выше уровень безопасности движения пешеходов в зоне пересечений.
Возможна организация движения в области пересечений с ул. Энгельса и ул. Энтузиастов (устройство съездов в районе ул. Верхнеуральской).
Управление архитектуры и градостроительства предложило транспортный тоннель от улицы Воровского в створе улицы Орджоникидзе до улицы Российской. Управление ГАИ города Челябинска предложило построить два транспортных тоннеля: тоннель в створе улицы Коммуны и в створе улицы К. Маркса. Проанализировав эти предложения, мы пришли к мнению, что данные транспортные сооружения позволят разгрузить центр города от транзитного транспорта.
Мы уточнили трассу транспортных тоннелей.
Порталы транспортного тоннеля в створе улицы Коммуны должны находиться:
• Восточный портал между улицами Свободы и Пушкина (рис. 5.4);
• Западный портал между улицами Энгельса и Володарского (рис. 5.5).
[Рис. 5.4. Восточный портал между улицами Свободы и Пушкина]
Мы предлагаем движение по транспортному тоннелю одностороннее, что позволит организовать безопасное движение. На рис. 5.6 показано поперечное сечение автомобильного тоннеля под улицей Коммуны в районе Органного зала. Движение по транспортному тоннелю одностороннее - с востока на запад.
Тоннель необходимо проходить щитовым методом. Длина тоннеля 1500 м. Диаметр тоннеля 14,2 м. Внутренняя обделка тоннеля железобетонными блоками. Одно тюбинговое кольцо состоит из 7 элементов плюс замковый блок. Тоннели предлагаем проходить тоннелепроходческим комплексом (ТПМК) фирмы «Херренкнекхт» (Herrenknecht) Германия. Стоимость готового тоннеля в ценах 1984 года составит 12 255 тыс. руб. С учетом инфляционного коэффициента на 1-й квартал 2006 года равного 49,86 стоимость строительства составит 611 034,3 тыс. руб., т. е. 700 млн руб.
Порталы транспортного тоннеля в створе улицы К. Маркса должны находиться:
• Западный портал по улице Труда северо-западнее улицы Энгельса (рис. 5.7);
• Восточный портал между улицами Цвиллинга и Кирова (рис. 5.8).
[Рис. 5.5. Западный портал между улицами Энгельса и Володарского. Движение по транспортному тоннелю одностороннее]
[Рис. 5.6. Тоннель в створе ул. Коммуны под Органным залом]
Мы считаем, что транзитный транспорт от улицы Воровского необходимо направлять только до дороги Меридиан. Предлагаем данный транспортный тоннель строить от пересечения улиц Воровского - Курчатова в створе улиц Курчатова - Овчинникова до улицы Южный Бульвар — это вариант замены транспортного тоннеля по улице Доватора. Движение по транспортному тоннелю двухстороннее. Тоннель необходимо проходить щитовым методом. Длина тоннеля 1550 м. Стоимость готового одного тоннеля в ценах 1984 года составит 23 284,5 тыс. руб. С учетом инфляционного коэффициента на 1-й квартал 2006 года равного 49,86 стоимость строительства составит: 1 160 965,2 тыс. руб., т. е.1 млрд 200 млн рублей.
Когда проанализировали линии метрополитена и транспортный тоннель от улицы Воровского до дороги Меридиан мы пришли к убеждению, что на данном отрезке необходимо построить два комбинированных тоннеля (рис. 5.9). Один тоннель для движения поездов метрополитена и автомобильного транспорта с севера на юг, второй с юга на север. Общая стоимость двух комбинированных тоннелей общей длиной 3100 м составит 2 млрд 400 млн рублей.
[Рис. 5.7. Западный портал по улице Труда северо-западнее улицы Энгельса]
[Рис. 5.8. Восточный портал между улицами Цвиллинга и Кирова]
Предлагаем портал для монтажа тоннелепродческих комплексов построить по оси улицы Курчатова севернее улицы Воровского, а демонтажную камеру построить восточнее дороги Меридиан. Проходческий комплекс «Ловат», который сооружает тоннель метрополитена, проходит транзитом через построенный комбинированный тоннель и продолжает строительство тоннеля метрополитена в Ленинском районе. После сооружения тоннелей метрополитена до улицы Воровского и начало строительства тоннелей метрополитена за дорогой Меридиан начинается строительство транспортного портала (см. рис. 5.9).
[Рис. 5.9. Комбинированные тоннели. В верхней части движение транспорта, в нижней - движение поездов метрополитена]
Расположение транспортных сооружений приведено на плане, а общий вид портала в районе улиц Воровского-Курчатова на рис. 5.10. Мы готовы детально проработать конструкции транспортных тоннелей и построить инженерно-геологические разрезы по трассам данных сооружений по архивным материалам. Эти работы позволят более полно получить техническую информацию по каждому транспортному тоннелю, которая необходима для принятия решения по проектированию и строительству.
Кроме того, речь идет и возможности комплексного освоения подземного пространства, в районе привокзальной площади предусматривающего устройство подземных пешеходных переходов под площадью с выходами к остановкам МПТ, гостинице «Челябинск», в торговый комплекс «Синегорье» и на ул. Овчинникова и строительство многоуровневой подземной автостоянки.
[Рис. 5.10. Общий вид портала транспортного тоннеля по улице Курчатова перед улицей Воровского]