Поскольку речь в книге идёт про 1933 год, под "небоскрёбом" в данном случае следует понимать "инженерный дом" ЧТЗ (Кирова 163), Рабоче-Крестьянской в то время (с 1918 по 1934) называлась улица Кирова, а вот что касается пересекающего её переулка им. Троцкого, то тут есть варианты. Самым логичным кандидатом представляется отрезок улицы Коммуны между "инженерным домом" и сквером им. Карла Маркса.
Например, табличка могла остаться от неудачного переменования улиц в первой половине двадцатых, ведь далеко не все из переименований, принятых горсоветом, были приняты горожанами. Например, В.В.Поздеев пишет: "Решения о переименованиях улиц принимались по июнь 1920 г. несколько раз, с предупреждениями в адрес населения о недопустимости уничтожения табличек с новыми названиями".
Тем более что в Челябинске, насколько я понял, Троцкий никогда особой популярностью не пользовался. Начнём с того, что именно им в 1918 году был подписан приказ №377 "Каждый чехословак, найденный вооружённым… должен быть расстрелян на месте. Каждый эшелон, в котором найден хотя бы один вооружённый солдат, должен быть выгружен из вагонов и заключён в концлагерь". Многие историки считают этот приказ стратегической ошибкой Троцкого, которая привела к чехословацкому вооруженному восстанию и, как следствие, к гражданской войне.
Льва Троцкого (настоящее имя - Лейба Давидович Бронштейн) вспоминают как жесткого и бескомпромиссного диктатора, колесившего по стране в своём знаменитом поезде, который "был составлен из вагонов, бронированных мешками с землей, вооружен пушками и пулеметами. За ним следовал другой поезд. В нем находились 300 кавалеристов, аэроплан, вагон-гараж для пяти машин, беспроволочный телеграф, типография, трибунал - словом, маленький военный город". Он никогда не останавливался перед решительными мерами.
Из приказа Троцкого той поры: «Предупреждаю: если какая-либо часть отступит самовольно, первым будет расстрелян комиссар части, вторым - командир. Мужественные, храбрые солдаты будут поставлены на командные посты. Трусы, шкурники и предатели не уйдут от пули. За это я ручаюсь перед лицом Красной Армии». Его слова не расходились с делом. В ночь на 29 августа Троцкий устроил показательпый суд. Обратимся к воспоминаниям С. И. Гусева, члена РВС: «Питерский рабочий полк (600 человек), очень слабо обученный и ни разу еще не бывавший в бою, расстреляв сгоряча все патроны, сбежал с позиций, бросился к Волге, захватил пароход и начал требовать, чтобы его везли в Нижний... Продолжались боевые действия. А в это время по приказу Троцкого под огромным обрывом внизу на берегу Волги шли суд и расправа... Созданный тут же полевой трибунал приговорил к расстрелу каждого десятого. В числе расстрелянных были и коммунисты, командир и комиссар полка и другие...»
В Челябинске Троцкий, если верить городской энциклопедии, бывал дважды, в первый раз в марте 1920 года.
В первые же месяцы после освобождения Челябинска город посетил Троцкий. Он приехал в персональном поезде, состоящем из бывших царских вагонов. Здесь были вагон-резиденция, обитый красным деревом, с буфетом и охраной, канцелярия и вагон-типография, вагон радиостанция, вагоны многочисленных помощников.
Троцкий в поношенном френче защитного цвета произнес речь перед рабочими в станционном клубе, до отказа набитом людьми. Газета «Советская правда» напечатала его слова: «Одной проповедью Россию не построить. Петр I — военный человек — строил насилием Россию дворянскую. Для рабоче-крестьянской России принуждение тоже необходимо. Человек по своей природе является ленивым животным. Отсюда вытекает необходимость репрессивных мер. На одном добровольчестве далеко не уедешь. Известно, как в свое время рабочие мстили штрейбрехерам — немало их кончило свою жизнь в уральских доменных печах. Ни одного проявления лени и неряшества. Мы заставим бездельников работать, не останавливаясь перед репрессивными мерами...».
Этот человек сразу начал грозить саботажникам трибуналом, обозвал угольщиков лжецами и обвинил печать в потворстве низким темпам работ. В Челябинске — городе, где пролетариат решил исход войны, он излагал свою претенциозную смесь «бироновщины с аракчеевщиной» перед массами трудового люда, переносящими тяжелые испытания первой зимы после кровавой братоубийственной войны. Позже, на десятом съезде партии, Троцкий получит сокрушительный отпор от Ленина, назвавшего «изменой и предательством» подобные методы. Ленин скажет: «Прежде всего мы должны убедить, а потом принудить. Если мы максимально возможного в смысле демократии не сделали, мы бы пришли к политическому краху...».
Чем это кончилось, мы уже знаем. В 1926 году Троцкого выводят из состава Политбюро, в 1927 исключают из партии, в 1928 высылают в Алма-Ату. В 1929 - изгнание из СССР - сначала Турция, затем Франция, Норвегия. Закончил он свои дни в Мексике в 1940 году. Умер не своей смертью, а от рук убийцы, как пишут, агента НКВД.
[отсюда]
Справедливости ради следует отметить, что больше нигде никаких упоминаний про "переулок им. Троцкого" в Челябинске мне не попадалось. Он не фигурирует ни в справочнике улиц, ни на картах, ни в литературе, ни в воспоминаниях. Понятно, что после того, как Троцкий попал в опалу, его имя наверняка постарались вымарать откуда только можно. Но не исключено, что Гуревич просто ошибся или что-то перепутал.
Источники:
Гуревич В. "Жизнь инженера Гуревича", 2008
Рохацевич Е. "Инженерный дом", ОГАЧО
Поздеев В. "Справочник улиц города Челябинска", ЮжУралБТИ, 2007
Шишов К. "Нравы Челябы в былом и теперь", Рифей, 1992
Каменская Л. "История Челябинска. Вопросы историографии. Новые подходы" // Исторические чтения, вып.3, 1997
Войнов В. "Троцкий на Урале" // Уральский следопыт №2, 1991
http://ru.wikipedia.org/wiki/Деятельность Троцкого на посту наркомвоенмора (1918—1925)
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=3835
http://file-rf.ru/analitics/910