Повидимому, из соображений конспирации (1939год!) не обозначен завод и Переселенческий пункт. На карте он в виде пустого многоугольника. Вокзал и школа между улицами Базарная (сейчас Овчинникова) и Торговая обозначены.
Посёлок существовал давно. Так на доме по ул.Чехова, 9 была прибита железная табличка с текстом по краям (его мы прочесть не могли, но 1896г. в центре таблички был чётко виден. Железнодорожная станция Челябинск в это время уже функционировала. Да и рядом расположенный завод им. Колющенко (до революции "Столль и К") предприятие старое. Видимо, рабочие завода и железнодорожники первыми там поселились. Говорят, раньше посёлок назывался "Никольским", потом -"Железнодорожным", но это не точно. В 50х годах посёлок официального названия не имел.
С севера на юг шли улицы: Железнодорожная (вдоль станционного забора), Чехова, Степана Разина, Красной молодёжи, Комсомольская, Ширшова. Их пересекали улицы: Пугачёвскя (буквально под стенами завода), Колющенко (там, где сейчас стоит диспетчерская в трамвайном кольце у завода. конечная), Морозовская, Алексеева (до войны она называлась ул. Демьяна Бедного), 9го января, Ленских рабочих, Парижской коммуны.
Все дома посёлка были деревянными, как правило, одноэтажными. Нередко в одном дворе стоял дом на 2 половины. Очень редко - две. чаще - одна комната и кухня. Печное отопление. Продолжением жизненного пространства для нас были наши дворы и улицы. Они были тихими. Машины ходили лишь по Степана Разина, Колющенко и Железнодорожной.
Жактовские дома были более основательными, частные-похуже.
Позади девочки - перекрёсток ул. Алексеева и ул. Чехова
Дом на углу Алексеева, Чехова
Дом на углу Комсомольской и Ленских рабочих
А были и такие домишки
"Водопроводная будка" и домик на углу Ст. Разина, Алексеева
Улица Чехова была самая короткая и уютная, зелёная. Жители сами посадили деревья и цветы.
Она начиналась от ул. 9 января, где протекала Игуменка и заканчивалась почти у стен завода. В конце улицы стояла "Колющенская" баня. Большое мрачное сооружение с двумя входами для мужчин и женщин, одна не только на наш посёлок, но и более отдалённые улицы. Мыться было принято в субботу, после большой уборки. Так делали почти все, поэтому в очереди приходилось стоять не один час. Своих бань тогда не строили.
Улица Степана Разина - самая оживлённая. Она заканчивалась у проходной завода. Утром и вечером по ней шли толпы рабочих - на завод и с работы домой. А по заводскому гудку мы сверяли время. По этой улице мы ходили в школу №2 ст. Челябинск ЮУжд.
Это одна из старейших школ. Первый выпуск был 1938 году. Сейчас она стоит на улице имени своего ученика Овчинникова, погибшего во время войны с фашистами. Сейчас это школа №53. Около школы, позади неё был базарчик, и улица раньше называлась Базарной. Рядом с базаром - небольшая церковь. Она бесследно исчезла буквально за одну ночь в начале 60х годов.
Близко к началу улицы Ст. Разина стояло сооружение с непонятным названием ГУТАП. Большая территория была огорожена кирпичными стенами, без крыши. Видимо, это были склады для сельхозтехники.
По воскресеньям у ворот ГУТАПа собиралась огромная толпа. Эти люди собирались на перекличку очереди на автомобили "Москвич", самые первые, которые стали продавать трудящимся. Не пришедших на перекличку могли вычеркнуть из очереди.
Под стенами ГУТАПа с южной стороны по ул.9 января протекал ручей, как мы его называли. Это была оказывается речка Игуменка. Каждую весну она заливала начало ул. Чехова и часть Железнодорожной.
Рядом с ГУТАПом фасадом на ул. Железнодорожную стояло добротное, даже красивое здание Ремесленного училища №5.
Здесь готовили рабочих (слесарей, токарей и др. специальностей) для заводов. Сейчас здесь стоит ТК "Синегорье".
Улица Степана Разина жива и сейчас. Но узнать её трудно.
Бывший з-д имени Колющенко
На перекрёстке улиц Ст. Разина и Алексеева стояла "водопроводная будка". Так её все называли.
Это был очень маленький бревенчатый домик, в котором каким-то образом помещалась семья из 5 человек. Водой "заведовала" хозяйка, тётя Зина. Это была её работа. Под окном домика была выведена на улицу труба, а кран, который был внутри дома, открывала тётя Зина, если ей стучали в окно. Позже кран установили на улице. Сюда за водой с вёдрами на коромыслах ходил почти весь посёлок. В1968г. "будку" снесли, поставили колонку.
Улица Алексеева была одной из самых широких. По ней гоняли стадо коров и коз к "Колющенскому" переезду, а дальше уже было поле, где стадо паслось. Это район современных улиц Шаумяна, Доватора.
На ул. Алексеева стоит одна из лучших школ города №15, но т.к. улицы больше нет, адрес изменён на ул. Ширшова.
Ул. Комсомольская (как и Красной молодёжи) были, наверное самыми протяжёнными. Они начинались на уровне кинотеатра им.30летия ВЛКСМ и заканчивались у сквера завода. На Комсомольской стоял (очень долго единственный) магазин, называли его "Маслихинский", видимо, по имени бывшего владельца. Здание явно дореволюционной постройки, каменное, ставни огромные. Там выстаивались многочасовые очереди за хлебом. Номер очереди писали химическим карандашом на ладони. Приходили с детьми, чтобы купить больше хлеба. В одни руки давали 1кг (или одну булку, не помню).
Часть ул. Комсомольской сохранилась до наших дней.
Это уже дома послевоенной постройки (на уровне Переселенческого пункта).
Жители этого посёлка, ныне - пенсионеры.
Вот таким остался в памяти этот посёлок у вокзала, моя малая родина.
Может память в чём-то подвела. Если кто-то там тоже жил, откликнитесь!
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →