Неспешная прогулка по дворам Ленинского района вдоль Меридиана от Шота Руставели до Гончаренко. Вид с пешеходного моста со стороны ж/д вокзала, вид на Порт и рынок "Меридиан". Перед рынком опять что-то огородили и раскопали. Не иначе, строят ещё один рынок.
Есть на улице Кулибина небольшая полоска земли, на которой некогда были построены школа и детский сад. Место, на мой взгляд, просто идеальное - в аккурат между Плановым посёлком и ещё живыми и густонаселёнными на тот момент бараками 2-го участка ЧТЗ. Начну со школы, которая впоследствии стала школой номер 81. Год её постройки выяснить не удалось, однако известно, что это одно из первых школьных зданий, построенных в Тракторозаводском районе. Дети учились в нём до 1964 года, то есть пока совсем рядом не было построено новое, более внместительное здание. В 1965 году школа переезжает в него, а в старом здании открывается созданный на базе Дома пионеров №1 Тракторозаводского района так называемый "Клуб мальчишек" - первый в России детский клуб для "трудных" подростков. Занималось в нём около тысячи детей от 5 до 18 лет. В постперестроечные времена Клуб мальчишек был переименован в СТШ (спортивно-техническую школу) Тракторозаводского района, а затем в МУДОД "Центр детско-юношеский г.Челябинска".
Несчастливая судьба у улицы Просторной в городе Челябинске. Недавно городская Дума не захотела так назвать одну из улиц в Шершнях – ту, что связывает посёлок с Северо-Западом. «Какая же она Просторная?» – возмутились депутаты. А ведь когда-то была такая улица в нашем городе, и на ней прошло моё детство. Заучивала свой первый домашний адрес и заодно училась выговаривать букву «р».
Согласно документам, появилась улица Просторная в 1957 году, обозначив границу посёлка Аэродромный, тогда в Сталинском районе Челябинска (Решение Чел.ГИК №427б, от 11.11.1957г). По чётной стороне частично сохранился частный сектор, по нечётной в конце 60-х-начале 70-х появился жилой квартал из пятиэтажек. Не такая уж она была просторная – с северной стороны – частный сектор, с юга – новенькие тогда пятиэтажки-«брежневки», по одной полосе движения в каждую сторону, а сначала даже была односторонней. По ней сновали в основном грузовики, автобусы, ехавшие с конечной на Автоцентре в ЧПАТП, мусоровозки, обслуживающие близлежащие дворы, и редкие личные автомашины. А потом, в 1976 году, её переименовали в улицу Куйбышева. Просторная – это понятно, а вот кто такой Валериан Куйбышев (за пределами устойчивого словосочетания «видный советский государственный и партийный деятель»), даже тогда мало кто знал, посему аборигены сразу же переиначили новое название под более привычное, с буквой Х в начале. ( Collapse )
Недавно прозвучал призыв найти что нибудь по старинной ветке трамвая по Воровского. Нашёл много старых крюков на домах, для крепления контактной сети. Почему я думаю, что эти крюки относятся именно к тому трамваю? Да потому что на других домах их нет. Ну и плюс высота их расположение везде одинаковая, над окнами второго этажа, это была бы идеальная высота для крепления контактной сети трамвая. Трамвай сворачивал на участок Образцова, которого сейчас не существует, и за ним на домах эти крюки уже не появляются, зато есть один клёвый кронштейн (см. под катом) на школе 110, которая как раз торцом выходит на этот несуществующий отрезок.
UPD: Сохранившаяся часть КС. (см. под катом) UPD2: информация с форума tr74.ru полностью подтверждает эту линию: Трасса трамвая проходила точно между Доватора и Омской: от Воровского поворот был сразу за детским садом а районе МЦ «Атриум», т.е. там где сейчас стоит высотка с кафе «People», далее трамвай почти под прямым углом уходил в сторону ул. Блюхера и фактически шел по территории спортплощадки школы №110. В принципе этот коридор «читался» на местности вплоть до 2000, когда на Воровского стали возводить 15-этажки. Если сейчас стоя на Блюхера у спортплощадки школы 110 посмотреть в сторону 15-этажки на Воровского - как раз и получится та самая трасса трамвая.
Вообще-то о ней много и хорошо писал на Челчеле ssgen, а тут я в пятницу прогулялся по ней от Комсомольского проспекта до Братьев Кашириных, снял то, что вроде бы не отражено было.
Замечательную историю вычитал в книге И.В.Нарского "Фотокарточка на память" (Энциклопедия, 2008). Речь идёт про школу, которая в разное время называлась ФЗС №2, НСШ №36, НСШ №54, железнодорожная средняя школа №1, ныне средняя общеобразовательная школа №121.
Ганна Ефимовна Погудина ушла из школы за год с небольшим до моего поступления в нее. Она была директором нашей школы с 1943 по 1952 и с 1962 по 1964 год, проработав в школьной системе 48 лет, в том числе 30 лет - директором. Она связана не только с моей школьной жизнью, оказав сильное влияние на моих учителей, но и - причудливым образом - с миром моего дворового детства.
Попалась книжка, изданная к 50-летию автомобильного училища, это 1994 год. Сама по себе она не особо интересна кому-либо кроме преподавателей и выпускников, но вот часть фотографий явно заслуживает опубликования. Качество, увы, не очень хорошее, по всей видимости и из-за исходников, и из-за полиграфии. На всякий случай привожу изменения названия училища с момента основания в 1944 году и до 1994 года. 16.06.1944-22.09.1946 - училище автотракторных техников артиллерии Красной армии 23.09.1946-04.09.1947 - училище автотракторных техников артиллерии 04.09.1947-14.10.1950 - Челябинское автотракторное артиллерийско-техническое училище 14.10.1950-29.09.1954 - Челябинское автотракторное училище 29.09.1954-30.11.1960 - Челябинское военное автотракторное училище 30.11.1960-01.08.1968 - Челябинское военное автомобильное училище 01.08.1968-12.07.1978 - Челябинское высшее военное автомобильное командное училище 12.07.1978-01.06.1982 - Челябинское высшее военное автомобильное инженерное училище с 01.06.1982 - Челябинское высшее военное автомобильное инженерное училище имени главного маршала бронетанковых войск П.А. Ротмистрова
Погода в первой половине дня была просто отличная, поэтому побывал сегодня на месте здания, которое мы обсуждали в воскресенье. Так вот, нет его, снесли - пропал Калабухов дом (с). Находился он где-то позади автостоянки перед общагой УралГУФК, справа от оранжевой трансформаторной будки. Сейчас туда идёт проход между железной оградой и жестяным забором стройплощадки строящегося микрорайона "Манхэттен".
Квартал, ограниченный улицами Блюхера, Сулимова, Доватора и Курчатова (да-да, один физик и трое революционеров). ПТУ-шный потому, что здесь жилых домов всего ничего, зато сплошь одни техникумы и училища, да их общаги. Застраивался квартал в середине-конце шестидесятых. До этого здесь располагалась обширная барачная территория (несколько бараков живы до сих пор) и два квартала частной застройки. Юго-западный угол квартала (если смотреть по карте 1939 года) находится на территории бывшего кладбища. По прошлому в общем-то всё, а по настоящему пойдём по дубльгисовской карте, по часовой стрелке.