On this day in community — December 26th

  • ssgen

Цирк на площади Павших

В 1929-1930 годах было сооружено второе здание цирка. На площади Павших революционеров построили деревянное типовое здание - зимний цирк на 2161 место.



На долгие годы цирк на площади Павших стал любимым местом отдыха челябинцев, и, разумеется, местом паломничества всей окрестной детворы.

Рядом находилась одноэтажная актерская гостиница - артисты звали ее "Бухенвальд", потому что по конструкции здание напоминало лагерного типа барак с длиннющим коридором и комнатами по обе стороны от него. Тем не менее "Бухенвальд" был любимым актерским местом, потому что после представлений они там расслаблялись, общались, отдыхали.

Внутри находились казармы, их убрали только в 1943 году, после ремонта, а из кухни, находившейся во дворе, построили гараж. В ту пору в цирке выступали братья Говорящие, Юрий Дуров, Аливад, София Мар. В январе 1943 года сюда приезжал В. Дуров, который открыл незабываемый военный цирковой сезон.

Цирк просуществовал тридцать лет, до 15 марта 1973 года. В этот день пожарные облили бензином и сожгли старое здание, ставшее приходить в негодность. А летом 1973 года на этом же месте поднялся брезентовый купол шапито. В нем челябинский цирковой коллектив работал до постройки в 1979 году нового здания на улице Кирова по проекту института "Челябинскгражданпроект". Директором нового цирка стал Николай Ярушев, который до этого много лет руководил старым, деревянным.
Collapse )

Номера Дядина/ГУВД Челябинской области

1913, номера купца М.И. Дядина с паровым отоплением, телефоном и ванными комнатами (на 45 номеров)

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Фото из книги © «ЧЕЛЯБИНСКАЯ область в фотографиях, 1920 - 1940: Фотоальбом / Сост. В. И. Богдановский.» Ч, Каменный пояс, 2001
Сканирование vedmed1969
Обработка silver_ktulhu


Collapse )

"Интересности" о Южном Урале: Сталин сидел в челябинской тюрьме

Да-да. Челябинск может похвастаться тем, что один из главных диктаторов за всю историю планеты, будучи еще молодым революционером с простой грузинской фамилией Джугашвили, сидел в нашем остроге. Правда, «погостил» Коба в столице Южного Урала не долго: всего пару дней. А после отправился по этапу - в Сибирь. Дело в том, что Челябинск был одним из «узловых», пересылочных пунктов для заключенных.

Доподлинно неизвестно, по какой причине вождь пролетариата Сталин, позже никогда больше не приезжал на Южный Урал. Но, возможно, ярких «впечатлений» от нашего региона ему хватило на всю жизнь.


Collapse )
  • ssgen

Монахи

Пожалуй, это самое оживлённое место во всём бору. Особенно зимой - сюда приходят пенсионеры, целый день катаются на лыжах и санках дети и взрослые, тусуются маунтин-байкеры. Откуда же взялось такое название - Монахи? Краеведы до сих пор не пришли к единому мнению на этот счёт. Одни говорят, что ещё во времена крепостные на этом высоком берегу жили монахи-старообрядцы, другие - что название появилось лишь незадолго до революции, третьи - что топоним и вовсе послереволюционный. Приходилось слышать даже такую версию, что название появилось в честь главного лесничего Шершневского управления Н.М.Монахова, который ещё в советские годы не дал взорвать Монахи геологам, которые искали там уран. Как бы там ни было, история Монахов восходит к временам очень давним. Я даже не удивлюсь, если археологи найдут там какие-нибудь следы древних стоянок, поскольку место это во многих отношениях очень удобное - отличный вид с возвышенности, сосновый бор, река.



Collapse )

"Двое в лодке не считая водки" Часть вторая (От моста по Труда (Родничек) до моста по Свердловскому)

Идея этого путешествия, как и название поста взяты из статьи Сергея Куклева и Романа Грибанова в "Челябинском рабочем" от 18 июня 1998 года. (За что им низкий поклон.)
http://www.chrab.chel.su/archive/18-06-98/4/RD41.DOC.html

"Ритм реки даёт иное ощущение времени, чем ритм мегаполиса. Может быть в этом и есть мистика, которую я вполне готов признать - жизнь рыбака значительно отличается от жизни офисного клерка именно в темпоральном аспекте. Я на реке впал в такое состояние понимания и думал, что вы тоже в него впали. Да и сейчас продолжаю так думать, ибо есть в моих мыслях какая-то ритмичность, гармония и внутренняя логика, поражающая всякое воображение..." ( А.С. Лодочников)





Collapse )

Объекты культурного наследия Челябинска. Часть. 3. Свободы-Пушкина-Советская

Часть 1. - http://chelchel-ru.livejournal.com/846506.html
Часть 2. - http://chelchel-ru.livejournal.com/847402.html

Объект №25. Дом жилой двухэтажный. ул. Свободы, 22. Памятник архитектуры XIX века.

Объекты культурного наследия
«Объекты культурного наследия» на Яндекс.Фотках

Второй этаж вызывает сомнения.

Collapse )

Челябинск 1895 года в акварелях Павла Пясецкого

Оригинал взят у yuvlatyshev в Челябинск 1895 года в акварелях Павла Пясецкого
В сборнике материалов пятой региональной музейной конференции "Гороховские чтения" был опубликован доклад Г.С. Трифоновой "Из иконографии городского ландшафта Челябинска и окрестностей в изобразительном искусстве. В.Я. Пясецкий и его "Панорама Западно-Сибирской железнодорожной магистрали" (1897-1898)". Вот что об этой панораме рассказывает Википедия.

Летом 1894 года руководство Управления строительством Сибирской железной дороги обратились к художнику Павлу Яковлевичу Пясецкому с просьбой написать картину — панораму Сибирской железной дороги. В письме оговаривалось, что законченная работа должна иметь вид непрерывной картины-ленты шириной не менее ¾ аршина (примерно 54 см), быть исполненной акварельными красками, оговаривались условия оплаты, назывались пункты местности для зарисовки, а также какую помощь в предоставлении транспорта должна оказать железная дорога художнику.

Была готова часть панорамы от Самары до Каинска (современный Куйбышев Новосибирской области) длиной в 250 аршин (примерно 177 метров). Однако между художником и заказчиком возникли разногласия в цене (18 500 рублей), в результате чего от дальнейшего продолжения работы заказчик решил отказаться. Но картина понравилась императору Николаю II, и он пожелал, чтобы работа была непременно продолжена. Пясецкому немедленно оплатили проделанную им работу, и предоставили всё необходимое для её продолжения. Император хотел, чтобы картина демонстрировалась в Париже на Всемирной выставке 1900 года. По договору её нужно было к концу 1899 года.


Для продолжения работы художнику был выделен специальный вагон-мастерская и двухосный вагон для отдыха и сна. К нему также был приставлен проводник, который обеспечивал ему связь с подвижным составом, чтобы он мог беспрепятственно курсировать по всей длине строящейся дороги.

К открытию выставки 1 апреля 1900 года был готов путь от Самары до Владивостока (через Манчжурию, так как Амурский участок ещё не был построен), без Уссурийского участка от Владивостока до Хабаровска. Работа над этой частью панорамы была закончена к 1903 году, к 60-летию художника.


Для членов сообщества chelchel наибольший интерес представляет часть панорамы, посвященная Челябинску. Эти рисунки были выполнены художником летом 1895 года. Несколько фрагментов панорамы, в том числе и те, что касались непосредственно Челябинска, были опубликованы в книге "Уральский исток Транссиба: История Южно-Уральской железной дороги", изданной в 2004 г.

Более полно панорама Челябинска в акварелях П.Я. Пясецкого представлена в книге Г.А. Принцевой "Сибирский путь Павла Пясецкого" (Санкт-Петербург. 2011 г.). Недавно gayaz_samigulov привёл две акварели Пясецкого в своих замечательных статьях, посвященных дому Сапожникова и мосту через реку Миасс.

Сегодня Егор Алексеевич сделал мне шикарный новогодний подарок, разрешив ознакомиться с книгой Принцевой.
Я постарался наиболее полно сканировать все рисунки Пясецкого из этой книги, а также сделать скриншоты панорамы с прилагаемого к книге  диска  DVD. Все рисунки кликабельны.

Челябинск в акварелях Пясецкого

Вид на город с востока. Примерно в центре - Одигитриевский монастырь.

Collapse )
  • ssgen

Карты 1967

Первая уже была, но на этом экземпляры еще улицы подписаны. Интересно, например, обозначена улица Розы Люксембург - получается, что она проходила аж до Лесопарковой.
За карты спасибо Егору Алексеевичу.

Карта 1967.jpg Карта 1967 копия.jpg
  • ssgen

Архив А.В.Дягтеревой

И еще от Егора Алексеевича, спасибо ему огроменное.
Все фото из семейного архива Дегтяревой Алены Владимировны, чьи родственники по отцовской линии в 1930-1950-х годах работали на Южно-Уральской железной дороге в вокзальном хозяйстве на ст. Челябинск.

В районе жд вокзала, 1961



Collapse )

Наш ответ музею Гугенхейма

...нет, идея-то замечательная и деньги, похоже, поступают бесперебойно - как мимо не еду, строители трудятся вполне себе ударными темпами, и в субботу-воскресенье - тоже. Вот вчера я туда и заехал, поснимал для истории.



Вот, они, касатики, работают!
Collapse )

Чуриловские строительности

Потихоньку формируется очередной спальный район.


На улице Конструктора Духова в микрорайоне "Яблочный" вовсю строится школа.



Collapse )