01. Если прогуляться по центру Челябинска с пешеходной зоны "кировка" по мосту через р. Миасс в сторону цирка, то с правой стороны от моста можно увидеть какой-то "лес" прямо посередине русла реки.
Нынешний Бульвар Славы занимает территорию, ограниченную улицами Цвиллинга, Свободы, Коммуны и безымянным проездом, который в раннесоветские годы назывался улицей Зиновьева.
Но для проекта достопримечательного места "Исторический центр ЧЕлябинска" интресны только два участка бульвара от ул. Кирова до ул. Советской.
Самое интресное здание на бульваре Славы - это дом купца Евграфия Овсянкина (ул. Советская, 51).
Это здание на углу ул. Никольской (ныне ул. Советской) и Степной (ул. Коммуны) построил купец Евграф Иванович Овсянкин ориентировочно в конце 1860-х годов. В 1873 г. каменный двухэтажный дом уже стоял. В то время многие брали кредиты на развитие, и далеко не всегда удавалось эти кредиты вернуть. Как предполагает Г. Самигулов, именно таким образом, хозяином усадьбы Овсянкина в 1887 г. оказался Челябинский городской общественный банк. Банк предложил городской думе купить дом под приходское училище (начальное учебное заведение дореволюционной России).
В итоге место оказалось не для одного, а для двух училищ - в каменном доме размещалось 1-е мужское (с начала XX века - Александровское) приходское училище (0бразовано в 1839 г.), а в одном из флигелей, по ул. Степной - женское приходское училище. В 1896–1901 гг. территорию этих двух училищ, располагавшихся на бывшем участке Овсянкина, разделили.
Приходские училища – начальные учебные заведения дореволюционной России. Были призваны «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». В приходских училищах изучали закон божий (краткий катехизис и Святую историю), письмо, первые 4 действия арифметики, обу¬чались чтению по книгам гражданской и церковной печати, церковному пению (если для этого были возмож¬ности). Приходские училища изначально существовали при церковных приходах. По положению 1864 г. стали одним из типов начальных народных училищ. При этом находившиеся в ведении Святейшего Синода стали именоваться церковно-приходскими школами, а в ведении Министерства народного просвещения — мини¬стерскими училищами. Учиться в приходских училищах имели пра¬во дети «всех состояний». Преподавание велось только на русском языке. Приходские училища делились на I-классные (с курсом обучения 3 года) и 2-классные (курс -5 лет). Все I-классные училища действовали по Уставу начальных училищ 1828 г. Открытие приходских училищ разрешалось городам, земским и сельским обществам, а также частным лицам с предварительного согласия председателя уездного училищного совета. Положение «О начальных народных учили¬щах» (1874) ориентировало учредителей на со¬здание раздельных мужских и женских приходских училищ, и только если возможности для этого не имелось, разрешалось создавать смешанные, «но с тем, чтобы в таких... училищах девочки были не старее 12 лет». Установление платы за обучение или освобождение учащихся от та¬ковой предоставлялось тем обществам и частным лицам, на чьи средства содержались училища. В Челябинске в конце 19 — начале 20 вв. сложилась целая сеть приходских училищ — 5 мужских, 5 женских и 2 смешанных. Все челябинские приходских училища были 1-классными. И так как в большинстве своем они финансировались из городского бюджета, на 30 янв. 1904 г. была образована Исполнительная комиссия по заведованию городскими училищами. С 1916 г. функции комиссии перешли Комитету по народному образованию при городской управе. С 11 авг. 1905 плата за обучение в приходских училищах Челябинска (равная до этого 5 руб.) была отменена. Кроме обязательных предметов в челябинских приходских училищах преподавали пение и ру¬коделие (для девочек — вышивку, шитье, вязание; для мальчиков — корзиноплетение, переплетное дело и т. п.).
В 1914 г. в здании 1-го городского (приходского) училища, как и во многих других учебных заведениях города, были размещены нижние чины одного из запасных армейских подразделений, местом сбора которых явился г. Челябинск. В этом здании были размещены: на втором этаже нижние чины 163 Инсарского пехотного полка – 313 человек и на первом этаже – канцелярия, кухня и кладовые. В связи с этим были составлены обмерные планы здания, чтобы определить число квадратных сажен и, соответственно, количество солдат, которое можно было разместить в доме.
В 1918-1919 годы в этом здании находилась канцелярия Челябинского окружного комиссара. В настоящее время здание бывшего мужского училища занимает специальная музыкальная школа Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского.
Часть улицы Коммуны, которая относится к проекту достопримечательного места "Исторический центр Челябинска", возникла в середине 19 века. С 1881 г. по 1920 г. - это была улица Скобелевская, а с 20 февраля 1920 г. - современное название.
Эта улица возникла в конце XVIII века на восточной окраине города. До 1920 г. интересующая нас часть улицы называлась "улица Казарменная". С 1920 г. по 1936 г. - улица Всеобуча, с 1936 г. по 1961 г. - улица Сталина. Современное название с 17 ноября 1961 г.
Фактически это окраина исторической части города, на западной стороне улицы Российской от площади Павших до ул. Коммуны сохранилось всего три дома, построенных до 1917 г., в том числе один объект культурного наследия регионального значения.
На фотографии начала 1930-х гг. хорошо виден двухэтажный каменный дом на углу ул. Труда и ул. Российской.
Начал писать этот пост весной, но забросил - времени не было. Сейчас решил особо не расписывая всё же опубликовать. К дню города, так сказать. Хотя рассказ опять об утраченном. Фото так себе, но лучше под рукой не оказалось.
Я как-то, лет пять назад писал, что этот дом, снесенный в 2010 году, возможно, был самым старым домом в Челябинске на тот момент. Сегодня я в этом практически уверен. Дом по улице Цвиллинга, 1 был построен, судя по всему, еще в 1770-е годы. На протяжении своей долгой «жизни» он, конечно, ремонтировался, внутренняя его планировка менялась, но некоторые «напоминания» о первоначальной организации пространства здания сохранялись. Один из самых "скромных" домов, внешний вид которого не вызывал мыслей о его древности. А вот так он выглядел в начале XX века: ( Collapse )
Эта улица возникла в первые десятилетия существования Челябинской крепости, превоначальное название ул. Солдатская (южная часть от Солдатской площади, ныне площади Павших) и Ильинская (северная часть от площади). Современное название после их объединения с 20 февраля 1920 г. (приказ №7).
На интересующих нас участках улицв Красноармейской числятся: один объект культурного наследия регионального значения и восемь выявленных объектов культурного наследия, из которых сохранилось только пять.
На восточной стороне улицы Красноармейской от ул. Миасской до пл. Павших находятся три старинных здания. Все они сильно перестроены.
Дом Федотова (ул. Красноармейская, 53а)
Дом жилой двухэтажный построен в 1891 г. на участке Карпа Федотовича Федотова, а в 1901-1916 гг. принадлежал его сыну Федотову Фёдору Карповичу. До модернизации конструкция дома была смешанной: низ кирпичный, верх – деревянный, с высокими арочными окнами. Вокруг проёмов были резные наличники с изящным рисунком.
В середине XVIII века крепость Челяба была защищена оборонительной стеной. С восточной стороны граница поселения проходила по улице «Стеновой» («Сибирской-Стеновой»). К концу ХVIII века, с расширением города, оборонительная стена сдвинулась восточнее, и улицу стали называть «Ключевой», благодаря ключам, бившим недалеко от нынешнего перекрестка улиц Свободы и К. Маркса. Эти родники питали ручей, впадающий в Миасс между современными улицами Пушкина и Свободы, примерно за зданием ТЦ «Славянский». Но «Ключевой» называлась не вся улица, а только ее южная часть. А к северу от ул. Сибирской (нынешней ул. Труда) она по-прежнему называлась Стеновой, или Сибирской-Стеновой. Затем, когда стены не стало, и память о ней стерлась, название потеряло смысл, и было переиначено в «Степовую». Стена вокруг города была разобрана в самом конце XVIII века.
У нынешней улицы Свободы в далеком прошлом было два названия. Причем часть улицы к северу от ул. Труда относилась к так называемой Заручейной части города (или Солдатской слободе). Это была окраина города, но именно здесь на рубеже 1770-1780-х годов построен один из первых каменных домов в Челябинске, дом купца Саввы Старцева. Старцев занимался торговлей, поиском месторождений полезных ископаемых, разработкой медных рудников (руду потом продавал владельцам медеплавильных заводов Лугининым).
В самом конце XVIII века возле ручья (сегодня его называют речкой Игуменкой, спрятанной в подземную трубу) обосновывается купец Сидор Ахматов. Он, а затем и его сын Максим скупают несколько расположенных по соседству дворов и организуют своеобразный «кондоминиум» – обширную усадьбу с жилым домом Ахматовых, надворными постройками, складами, жильем для дворовых людей, подсобными помещениями, огородами и садами.
В истории города Максим Сидорович Ахматов остался не просто как один из первых богатых купцов, он был, пожалуй, самым активным меценатом, жертвовавшим на нужды города и церкви. В 1823 г. возникла необходимость купить дом под размещение лазарета. Тогда существовала такая «повинность» (натуральный налог), как «воинский постой». Казармы в Челябинске были небольшие, рассчитанные на свою «инвалидную» роту. Части временно расквартированные в городе, или проходящие через город с остановкой не имели своих казарм. Рядовых и офицеров размещали в домах обывателей. Так вот, лазарет тоже не имел постоянного помещения и переезжал из дома в дом во исполнение той самой повинности горожан. И каково было хозяевам, когда в их доме две комнаты из четырех занимает лазарет! Максим Ахматов пожертвовал городу 800 рублей на покупку дома для лазарета и избавил земляков от воинского «квартирования». Горожане на общем собрании постановили отблагодарить купца и его собственный дом освободить «на вечное время от постоя».
В 1796 г. в Заречье, рядом со старой деревянной Свято-Троицкой церковью было заложено новое каменное здание. Но строительство затянулось. В 1828-1830 годах здание церкви было завершено стараниями Ахматова, потратившего 10 тысяч рублей. А за изготовление полного иконостаса он доплатил 3500 рублей к 1000 рублям из церковных сумм. Архиепископ Оренбургский дал на это согласие и писал протоиерею Петру Ильину: «В свое время о успехе и усердии Г(осподина) Ахматова донести мне».
И еще один пример благотворительности купца. В начале 1830-х годов было решено организовать в городе богадельню для призрения престарелых людей, оставшихся без средств к существованию. В это время вдова и сын покойного И.Е. Ахматова (родственника Максима), решившись на переезд в Шадринск, продавали свою усадьбу у моста – каменный дом с мезонином и всеми постройками, за 4500 рублей. Максим Сидорович сначала выделил 100 рублей, а затем «сверх прежних ста рублей пожертвовал на сей предмет еще 1900 рублей».
Знатный купец послужил и на общественном поприще – был бургомистром, городским головой. Наконец, он был удостоен звания почетного гражданина. Горожане нашли способ увековечить память об одном из щедрых земляков. В 1853 г. был составлен план города с новыми названиями улиц. Предполагалось переименование практически всех улиц Челябинска. Именем Ахматова назвали ту самую улицу, на которой и располагалась его усадьба. Так в Челябинске появилась Ахматовская улица. Причем, поначалу это имя носила вся улица: и к северу, и к югу от ул. Сибирской (Труда).
Однако, в 1881 г. название Ахматовская осталось только за отрезком от ул. Сибирской (Труда) на север, именно за той частью улицы, где и стоял дом Ахматовых. После постройки железной дороги начинается застройка территории между исторической частью Челябинска и железнодорожной станцией. Этот район получил название Сибирской слободы. Улицу Ключевскую в сторону вокзала продолжала Водопроводная улица. Назвали ее так потому, что по ней шёл водопровод железной дороги от реки Миасс, проложенный еще в 1890-х годах.
А по Ключевской улице в начале XIX века располагался уездный суд. В конце XIX – начале XX вв. на этой же улице размещалась челябинская почта. В конце XIX века на пересечении Водопроводной и Южного бульвара (Ленина) был построен деревянный католический костел. Немного позже его отстроили в камне, и костел стал одним из украшений города. Располагался он по диагонали от сегодняшнего здания «Детского мира».
Во второй половине XIX в. начинается переход ул. Ключевской в уверенное состояние улицы солидных людей, которые достигли статуса самостоятельно, благодаря своим способностям и плодотворной деятельности. На перекрестке нынешних улиц Труда и Свободы в начале 1860-х гг. купили два двора «временно обязанные крестьяне» (вчерашние крепостные), еще не выплатившие помещику «выкуп» за свою свободу. Но уже в начале 1870-х гг. оба стали купцами и построили себе двухэтажные дома. Один из них – дом купца Николая Каширина – стоит и сегодня по адресу ул. Труда, 76. Напротив него стоял дом купца Исая Антонова (снесен в 2010 г.). В начале XX века семье Кашириных принадлежали дома на трех углах перекрестка Ключевской и Сибирской.
Перекресток Ключевской и ул. Исетской (К. Маркса) в конце ХIХ заселяет «чистая» публика. На углу, где сейчас расположен комплекс «Аркаим-Плаза» в конце XIX в. стоял дом штабс-капитанши Олимпиады Петровны Фроловой. Напротив этого дома через улицу Ключевскую (Свободы) был двор чиновницы Авдотьи Ефимовны Воротовой. Через улицу Исетскую (К. Маркса) от дома Воротовой с 1863 г. располагалась усадьба полковника (войскового старшины) Батырева, а впоследствии и его наследников.
После революции, в начале 1920-х годов происходит масштабное переименование улиц, и появляется на планах города улица Свободы, объединившая Ахматовскую, Ключевскую и Водопроводную…
В настоящее время в начале улицы Свободы в пределах интересующей нас части находится недостроенное здание когда-то очень активной компании "Энергоинвест".
Сегодня мне позвонил Константин, один из моих друзей по Интернету. Он сообщил, что проездом видел разрушение одного из зданий бывшего войскового остановочного пункта. И действительно, почти полностью разрушено здание по адресу ул. Монакова, 1а/2.